Статус документа
Статус документа

СП 495.1325800.2020 Резервуары изотермические для хранения сжиженных газов. Правила проектирования

     5 Общие положения

5.1 Расчетные формулы

5.1.1 Расчетную толщину листовых элементов конструкций t определяют по формулам либо численным расчетом в программном комплексе, допущенном к применению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Исполнительная (проектная) толщина назначается проектировщиком, исходя из расчетной толщины с учетом припуска на коррозию , минусового предельного отклонения по толщине проката , технологических операций и округления в большую сторону до стандартной толщины выпускаемого проката. При расчетах толщин необходимо принимать условие

.                                          (5.1)


Для основных листовых конструкций ИР из материалов типа IV (9% никелевая сталь) и типа VI (высокомарганцовистая сталь с содержанием марганца 15%-35%) следует принимать не менее 8,0 мм.

Припуск на коррозию, технологические операции и минусовое предельное отклонение по толщине проката не учтены в расчетных формулах.

5.1.2 Для подтверждения прочности и устойчивости конструкций ИР могут быть использованы:

- расчет по формулам, приведенным в настоящем своде правил;

- численный расчет НДС и устойчивости конструкции, выполненный в программном комплексе, с введением в полученные результаты корректирующих множителей, согласующих численное решение и коэффициенты запаса (надежности), принятые в расчетных формулах.

Расчет по формулам и численный расчет могут быть использованы как по отдельности, так и совместно, для получения наиболее надежных результатов.

Численное моделирование может осуществляться с использованием как условно упругой, так и упруго-пластической модели деформирования материала.

5.1.3 При расчете на устойчивость допускаемые нагрузки определяют по верхним критическим напряжениям.

5.1.4 Значения параметров конструкций, полученные по формулам, основанным на безмоментной теории оболочек, достаточны для обеспечения прочности конструкции. Данные значения могут быть скорректированы при численном расчете. Численный расчет НДС, применение критериев прочности и устойчивости, изложенные в настоящем своде правил, учет коэффициентов надежности определяют необходимые и достаточные значения параметров конструкции.

5.2 Избыточное давление

5.2.1 Расчетное внутреннее избыточное давление определяют через рабочее давление . Для режима эксплуатации =1,2, для режима пневмоиспытания =1,25.

5.2.2 В задании на проектирование ИР указывают как рабочее, так и расчетное давление. Если в задании указано только рабочее давление, то расчетное определяют по 5.2.1. Если значение расчетного давления выше давления, определенного по 5.2.1, то дополнительно умножать его на коэффициент надежности по нагрузке 1,2 или 1,25 не требуется.

5.3 Расчетная температура

5.3.1 Расчетную температуру используют:

- при определении прочностных характеристик материалов;

- расчете изменения размеров конструкций;

- захолаживании/расхолаживании ИР;

- расчете на прочность с учетом температурных воздействий;

- теплотехнических расчетах.

5.3.2 Расчетную температуру внутри ИР принимают равной температуре хранения (кипения сжиженного газа) или пониженной по сравнению с этой температурой, в соответствии с техническим заданием на проектирование ИР.

5.3.3 При выполнении прочностных и теплотехнических расчетов для ИР как для холодосберегающего оборудования базовую расчетную температуру окружающего воздуха принимают равной средней максимальной температуре наиболее теплого месяца для района строительства согласно данным метеорологических изысканий, а при отсутствии - по СП 131.13330.

5.3.4 Расчеты могут проводиться и для других значений температуры окружающей среды (абсолютной максимальной летней температуры, среднегодовой температуры, средней минимальной зимней температуры и т.п.), если это необходимо для проектирования дополнительного оборудования ИР и указано в задании на проектирование ИР.

5.3.5 При выполнении прочностных расчетов температуру окружающей среды учитывают при вычислении температурной деформации внутреннего корпуса ИР при захолаживании (расхолаживании).

При выполнении теплотехнических расчетов температуру окружающей среды учитывают при вычислении тепловых потоков через элементы конструкции ИР: стенку, крышу и днище.