СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О Земельном кодексе Российской Федерации

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 мая 1996 года Земельный кодекс Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Отклонить Земельный кодекс Российской Федерации.

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следующих членов Совета Федерации: Савченко Евгения Степановича (сопредседатель комиссии), Бекетова Владимира Андреевича, Бойцева Анатолия Александровича, Коршунова Льва Александровича, Титова Константина Алексеевича, Шабунина Ивана Петровича.

3. Поручить членам согласительной комиссии от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своей работе руководствоваться замечаниями, изложенными в заключении Комитета Совета Федерации по аграрной политике по Земельному кодексу Российской Федерации (прилагается), а также замечаниями, высказанными в ходе об суждения Земельного кодекса Российской Федерации на заседании Совета Федерации.

4. Пригласить для участия в согласительных процедурах представителей Правительства Российской Федерации.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель     Совета Федерации Федерального

     Собрания Российской Федерации                     Е. С. СТРОЕВ

Москва
26 июня 1996 года
N 244-СФ


Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 26 июня 1996 года
N 244-СФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Совета Федерации по аграрной политике
по Земельному кодексу Российской Федерации

Комитет Совета Федерации по аграрной политике, рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 мая 1996 года Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), отмечает, что Кодекс регулирует широкий круг земельных отношений, связанных с правами собственности на землю, владения и пользования земельными участками, аренды земельных участков, совершением сделок с земельными участками, рациональным использованием земель и их охраной.

Введены новые правовые институты, обусловленные возникновением частной и муниципальной собственности на землю, - сервитуты на земельные участки, обременения земельных участков, государственная регистрация прав на землю и сделок с земельными участками. В целом Кодекс создает правовую основу для регулирования земельных отношений и более эффективного использования земель, сохранения и повышения их плодородия.

Вместе с тем Кодекс не лишен серьезных недостатков, в том числе принципиального характера.

Отдельные положения Кодекса противоречат Конституции Российской Федерации в отношении полномочий Федерального Собрания Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, разграничения компетенции между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В ряде случаев к предмету регулирования Кодексом отнесены вопросы, являющиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

Указанные противоречия выражаются в превышении исчерпывающе установленных Конституцией Российской Федерации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 3 статьи 4 Кодекса), введении дополнительных условий реализации договоров о разграничении полномочий в виде утверждения их федеральным законом (пункт 8 статьи 3), разграничении компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 7 и 8), установлении полномочий органов местного самоуправления (статья 9 и другие) и так далее.

В отличие от действующего законодательства в Кодексе существенно снижены гарантии и степень защищенности прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков за счет не всегда оправданного расширения круга ограничений их прав (в первую очередь прав собственников) и оснований принудительного прекращения этих прав. Без достаточных правовых оснований ликвидируются гарантированные действующим законодательством право свободного выбора гражданами форм пользования землей, право приобретения ими в собственность по общему правилу земельных участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Практически лишаются права распоряжения землей крестьянские хозяйства, за которыми сохраняется право собственности на нее, предоставленное им до введения Кодекса в действие на законных основаниях.

В Кодекс введены нормы, существенно ограничивающие права собственников земельных долей, возникших в ходе реорганизации сельскохозяйственных предприятий. В случае реализации указанных норм эта категория собственников в условиях ограниченного выбора предусматриваемых Кодексом вариантов распоряжения земельной долей окажется наиболее ущемленной в своих правах.

Непоследовательны и противоречивы положения, регламентирующие преобразование земельных отношений при приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Ограничивая пределы земельного оборота только земельными участками, предоставленными для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, Кодекс резко сужает возможности развития рынка земли и системы кредитования под залог земельных участков.

Ряд положений Кодекса, регламентирующих права собственников, земельный оборот и залог земельных участков, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд и других отношений, не согласуются с Гражданским кодексом Российской Федерации и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрной политике рекомендует Совету Федерации отклонить Земельный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Текст документа сверен по:

электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»