Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 1984 года N 1255

                

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ВРАЧЕБНО-ТРУДОВЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________


В целях совершенствования организации врачебно-трудовой экспертизы, улучшения обслуживания граждан и повышения роли врачебно-трудовых экспертных комиссий в охране здоровья населения и восстановлении трудоспособности инвалидов Совет Министров СССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях и ввести его в действие с 1 января 1985 г.

Установить, что инструкция по применению Типового положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях утверждается Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством здравоохранения СССР и Министерством финансов СССР по согласованию с ВЦСПС.

2. Советам Министров союзных республик привести действующие решения советов министров союзных республик по вопросам врачебно-трудовой экспертизы в соответствие с Типовым положением о врачебно-трудовых экспертных комиссиях.

3. Признать утратившими силу с 1 января 1985 г. решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.


УТВЕРЖДЕН
постановлением Совета
Министров СССР
от 24 декабря 1984 г. N 1255

ПЕРЕЧЕНЬ
решений Правительства СССР по вопросам врачебно-
трудовой экспертизы, утрачивающих силу
с 1 января 1985 г.

1. Распоряжение Совнаркома СССР от 17 мая 1943 г. N 9898.

2. Распоряжение Совнаркома СССР от 5 января 1944 г. N 162.

3. Постановление Совета Министров СССР от 5 января 1948 г. N 4149 "Об утверждении положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях" (СП СССР, 1949 г., N 1, ст. 1).

4. Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1954 г. N 1062 "Об изменении и дополнении положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях (ВТЭК)".

5. Постановление Совета Министров СССР от 17 января 1962 г. N 45 "Об изменении пункта 166 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и об отмене представления гражданами во врачебно-трудовые экспертные комиссии копий трудовых книжек и производственных характеристик" (СП СССР, 1962 г., N 1, ст.7).

6. Пункт 8 постановления Совета Министров СССР от 9 апреля 1969 г. N 262 "Об улучшении организации работы в органах социального обеспечения".


Утверждено
постановлением Совета
Министров СССР
от 21 декабря 1984 г. N 1255

Типовое положение
о врачебно-трудовых экспертных комиссиях


I. Общие положения

1. Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭКи) в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении проводят экспертизу длительной или постоянной утраты трудоспособности граждан.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии находятся в ведении министерств социального обеспечения союзных республик и проводят свою работу по территориальному принципу;

районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии - первичное звено;

республиканские, краевые, областные, центральные городские (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовые экспертные комиссии.

2. Основными задачами врачебно-трудовых экспертных комиссий являются:

определение состояния трудоспособности, постоянной или длительной ее утраты, установление группы и причины инвалидности;

определение для инвалидов условий и видов труда, работ и профессий, доступных им по состоянию здоровья, а также условий и методов, при помощи которых нарушенная трудоспособность может быть восстановлена или повышена, проверка правильности использования инвалидов на работе в соответствии с заключениями комиссий;

содействие укреплению здоровья населения, предупреждению инвалидности;

изучение совместно с органами здравоохранения, администрацией предприятий, учреждений, организаций и профсоюзными организациями причин утраты трудоспособности и участие в разработке мероприятий по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности.

3. В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы. Причинами инвалидности являются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства; для военнослужащих - ранение, контузия, увечье, полученные при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте, или увечье, в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевание, не связанное с пребыванием на фронте, а в специально предусмотренных законодательством случаях - заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы. Законодательством СССР могут быть установлены и другие причины инвалидности.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии при установлении инвалидности руководствуются инструкцией по определению групп инвалидности, утверждаемой Министерством здравоохранения СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.

4. Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций.

5. Врачебно-трудовые экспертные комиссии в своей работе руководствуются законами СССР, иными решениями Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, законодательными актами союзных республик, положениями о врачебно-трудовых экспертных комиссиях и другими нормативными актами.

Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях утверждаются Советами Министров союзных республик совместно с республиканскими советами профсоюзов на основании настоящего Типового положения.

6. Деятельность врачебно-трудовых экспертных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Комиссии проводят работу в тесном взаимодействии с органами и учреждениями здравоохранения.

Профессиональные союзы имеют право осуществлять общественный контроль за деятельностью врачебно-трудовых экспертных комиссий.

7. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят работу на базе лечебно-профилактических учреждений.

Расходы на содержание врачебно-трудовых экспертных комиссий производятся за счет ассигнований, предусматриваемых в государственных бюджетах союзных республик.

8. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют штамп и печать.

II. Организация и состав врачебно-трудовых
экспертных комиссий

9. Врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются, реорганизуются и ликвидируются министерствами социального обеспечения союзных и автономных республик, отделами социального обеспечения исполнительных комитетов краевых, областных, городских (в городах республиканского подчинения) Советов народных депутатов.

10. Формирование сети районных, межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий производится в зависимости от численности обслуживаемого ими взрослого населения.

Количество составов республиканских, краевых, областных, центральных городских (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовых экспертных комиссий определяется в зависимости от числа районных, межрайонных, городских комиссий. Республиканские (союзных республик) врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются в союзных республиках, не имеющих областного деления, а также в тех случаях, когда в союзных республиках не образуются краевые, областные, центральные городские комиссии.

Нормативы, определяющие количество врачебно-трудовых экспертных комиссий, устанавливаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством финансов СССР.

11. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются следующие врачебно-трудовых экспертные комиссии: комиссии общего профиля; комиссии специализированного профиля для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, болезнями органа зрения, болезнями органов кровообращения и другими заболеваниями; комиссии смешанного профиля.

12. Районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии образуются из трех врачей, представителя соответствующего органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации (профсоюзного органа).

13. Каждый состав республиканской, краевой, областной, центральной городской (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовой экспертной комиссии образуется из четырех врачей, представителя соответствующего органа социального обеспечения и представителя профсоюзной организации (профсоюзного органа).

Для общего руководства врачебно-трудовой экспертизой в республике, крае, области, городе (республиканского подчинения) назначается главный эксперт по врачебно-трудовой экспертизе. При наличии менее пяти составов комиссий, указанных в настоящем пункте, обязанности главного эксперта возлагаются на председателя одного из составов комиссии.

14. Председателем врачебно-трудовой экспертной комиссии (пункты 12 и 13 настоящего Типового положения) назначается один из входящих в нее врачей. Председатель врачебно-трудовой экспертной комиссии организует ее работу, обеспечивает качественное проведение врачебно-трудовой экспертизы и несет персональную ответственность за деятельность комиссии.

15. Для проведения врачебно-трудовой экспертизы республиканские, краевые, областные, центральные городские (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовые экспертные комиссии могут привлекать консультантов по медицинским, техническим и другим вопросам с почасовой оплатой труда.

16. В работе врачебно-трудовых экспертных комиссий могут принимать участие лечащие врачи, представители администрации, профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, где работает освидетельствуемый, представители военных комиссариатов.

III. Обязанности и права врачебно-трудовых
экспертных комиссий

17. На районные, межрайонные, городские врачебно-трудовые экспертные комиссии возлагаются:

установление состояния трудоспособности, длительной ли постоянной ее утраты, группы, причины и времени наступления инвалидности, а также степени утраты трудоспособности (в процентах) рабочим и служащим, получившим увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и нуждаемости их в дополнительных видах помощи;

определение мер по социально-трудовой реабилитации;

установление причинной связи смерти кормильца с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и другими обстоятельствами для решения вопроса о назначении пенсии и возмещении ущерба членам семьи умершего;

оказание гражданам содействия в розыске документов, которые необходимы для проведения врачебно-трудовой экспертизы и представление которых по действующему законодательству возложено на лиц, проходящих освидетельствование;

проверка по месту работы инвалидов правильности трудового устройства и использования их в соответствии с рекомендациями комиссий;

участие в изучении условий труда, аттестации рабочих мест с целью выявления факторов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья и трудоспособность работников, и в разработке мероприятий по их устранению; определение условий и видов труда, работ и профессий, доступных инвалидам;

представление через районные, городские отделы социального обеспечения в соответствующие военные комиссариаты сведений о всех случаях признания инвалидами военнообязанных и призывников.

18. Республиканские, краевые, областные, центральные городские (в городах республиканского подчинения) врачебно-трудовые экспертные комиссии;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью районных, межрайонных, городских врачебно-трудовых экспертных комиссий, проверяют решения этих комиссий в случае необоснованности изменяют их;

переосвидетельствуют лиц, обжаловавших решения врачебно-трудовых экспертных комиссий;

проводят освидетельствование в сложных случаях лиц по направлениям районных, межрайонных и городских врачебно-трудовых экспертных комиссий;

освидетельствуют инвалидов с целью определения нуждаемости их в специальных транспортных средствах;

внедряют в практику работы врачебно-трудовых экспертных комиссий научные принципы и методы экспертизы, разрабатываемые научно-исследовательскими институтами, подготавливают предложения по дальнейшему совершенствованию врачебно-трудовой экспертизы, изучают, обобщают и распространяют передовой опыт работы врачебно-трудовых экспертных комиссий;

проводят изучение причин инвалидности и на этой основе разрабатывают мероприятия по их устранению, профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности граждан;

принимают меры к повышению квалификации работников врачебно-трудовых экспертных комиссий и обеспечивают участие специалистов по врачебно-трудовой экспертизе в повышении квалификации врачей учреждений здравоохранения.

19. Врачебно-трудовые экспертные комиссии имеют право:

получать от органов и учреждений здравоохранения, администрации предприятий, учреждений, организаций сведения, необходимые для работы комиссий, в том числе данные о характере и условиях труда лиц, проходящих освидетельствование;

направлять лиц, проходящих освидетельствование, в лечебно-профилактические учреждения для уточнения диагноза и восстановительного лечения;

посещать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации, осматривать места производства работ, производственные и служебные помещения, знакомиться с отчетами, статистическими и другими материалами по вопросам, относящимся к деятельности комиссий.

IV. Порядок освидетельствования граждан
во врачебно-трудовых экспертных комиссиях

20. Освидетельствование граждан во врачебно-трудовых экспертных комиссиях производится по месту жительства либо по месту прикрепления к лечебно-профилактическому учреждению по направлению соответствующего лечебно-профилактического учреждения.

21. Врачебно-трудовые экспертные комиссии освидетельствуют граждан в тех случаях, когда законодательство связывает с установлением инвалидности предоставление прав на социальную помощь либо освобождение от выполнения соответствующих обязанностей, и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

22. Врачебно-трудовые экспертные комиссии проводят с целью улучшения обслуживания рабочих, служащих и членов колхозов выездные заседания в лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих предприятия, учреждения, организации. Для проведения выездных заседаний комиссии обеспечиваются транспортом в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик.

23. Если больной по состоянию здоровья согласно заключению врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактического учреждения не может явиться во врачебно-трудовую экспертную комиссию, освидетельствование проводится на дому или в стационаре, где он находится на лечении. В исключительных случаях (например, в отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование граждан может проводиться заочно с их согласия.