Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 1994 года N С-3-10-364


Об организации обучения по профориентации
специалистов и руководителей региональных
органов занятости

В соответствии с "Основным положением политики в области профессиональной ориентации в государственной службе занятости на 1994-1995 гг." в Российском учебном центе Федеральной службы занятости России организована обработка принципиально новой учебно-программной документации по обучению руководителей и специалистов региональных органов занятости по вопросам профориентации.

Содержание обучения дифференцировано по трем категориям обучающихся:

специалисты подразделений профориентации, не имеющие психологического образования;

специалисты подразделений профориентации имеющие психологическое образование;

руководители (заместители руководителей органов занятости, курирующие профориентацию, руководители профориентационных подразделений и их заместители).

Обучение будет проводиться на протяжении двух лет (три раза по две недели и стажировка в течение двух недель) по целевой программе, предусматривающей повышение квалификации или переподготовку в соответствии с "Квалификационными требованиями к профконсультантам федеральной государственной службы занятости" (приложение N 1 к "Положению об организации профессиональной ориентации в федеральной государственной службе занятости", утвержденному приказом Федеральной службы занятости России от 02.02.94 N 15). Специалисты (за исключением руководителей), которые успешно освоят полную программу обучения, могут получить в установленном порядке допуск к работе по профконсультированию.

В дальнейшем такое повышение квалификации по учебным планам и программам Федеральной службы занятости России будет организовано в ряде территорий, где имеются высококвалифицированные специалисты в этой области.

Просим направить в Российский учебный центр Федеральной службы занятости России (129329, Москва, ул.Кольская, д.2, телефон для справок 189-26-15: Погорелова Елена Васильевна) списки тех специалистов и руководителей региональных органов занятости (республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга), которых целесообразно обучить в первую очередь (с указанием ФИО, должности и специальности по базовому высшему образованию).

Одновременно предлагаем организовывать в регионах обучение специалистов, не имеющих психологического образования, районных, межрайонных и городских служб занятости в соответствии с типовыми планами и программами, утвержденными Федеральной службой занятости России (прилагаются).

Программы обучения специалистов, имеющих высшее психологическое образование, и руководителей будут высланы дополнительно.

Приложение
к письму Федеральной
службы занятости России
от 6 апреля 1994 г. N С-3-10-364

Типовая программа
обучения специалистов профориентационных
подразделений региональных служб занятости,
не имеющих психологического образования

     Форма обучения: с отрывом от работы,
                     4 сессии по 2 недели (по 80 часов)

I сессия

Рынок труда и проблемы занятости в России. Определение структуры региональной потребности в кадрах.

Основные положения социальной защиты и социальной поддержки различных категорий населения. Нормативные документы по занятости.

Проблемы и перспективы развития профориентации в федеральной службе занятости (нормативные акты и документы).

Стратегия профессиональной ориентации в системе занятости (цели, содержание, организация, методы).

Особенности проведения социологических исследований в системе занятости (предмет, задачи, методы, техника, технология социологических исследований).

Содержание и основные направления деятельности профконсультанта службы занятости.

Особенности профориентационной работы с различными группами населения:

- молодежью;

- инвалидами, лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- женщинам;

- военнослужащими.

Введение в психологическое профессиоведение (классификация профессий, профессиональные требования, условия труда и т.д.).

Психологические методы профотбора.

Применение классических психодиагностических методов в профконсультировании.

Компьютерные варианты психодиагностических методов.

Проблема целеполагания для профконсультанта. Техника делового общения. Методики ведения тренинговых групп. Методика видеообратной связи в пролонгированном обучении профконсультанта.

Методы активизации профконсультанта при подготовке в работе с клиентом.

Основные методы осуществления психологической поддержки клиентов в процессе профконсультации.

Организация и опыт работы центра занятости Московской области.

II сессия.

Основные принципы и методы изучения трудовой деятельности в профессиоведении.

Основные понятия психологического профессиоведения. Проблема классификации профессий.

Профессиография как один из основных способов описания профессиональной деятельности. Виды и структура профессиограмм. Использование профессиограмм в деятельности работников службы занятости.

Профориентация как система мер по управлению адекватным профессиональным выбором. Основные составляющие профориентационного процесса.

Основы профессиональной переориентации взрослого населения.

Основные формы и методы профессионального консультирования. Психологические основы профконсультирования.

Выбор профессии как социокультурный феномен. Основные факторы, влияющие на выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии и способы их коррекции.

Психологическая поддержка как одно из основных направлений деятельности профконсультанта службы занятости. Активные методы в работе профконсультанта. Деятельность профконсультанта в "Клубе ищущих работу", на курсах "Новый старт".

Нейролингвистическое программирование в работе профконсультанта службы занятости: базовые понятия и основные техники.

Психологические и психофизиологические основы профотбора. Методы профотбора.

Роль индивидуальных особенностей человека в трудовой деятельности.

Психологические аспекты трудовой деятельности: мотивы и ценности трудовой деятельности. Уровень притязаний и т.д.

Этический стандарт деятельности профконсультанта службы занятости.

Обучение навыкам работы с психодиагностическими методиками и оборудованием.

III сессия. Общепсихологическая подготовка

Основы общей психологии. Основные понятия психологии личности.

Основы возрастной и педагогической психологии.

Основа социальной психологии.

Психология делового общения. Коммуникативная культура профконсультанта.

Основы психологии труда и инженерной психологии.

Особенности психологического состояния безработных граждан. Психокоррекционная работа с безработными как составляющая психологической поддержки: базовые понятия, теоретические подходы и основные техники.

Основы конфликтологии.

Некоторые клинические аспекты профконсультирования. Типология и симптоматика пограничных состояний: способы их первичной диагностики.

Различные формы групповых занятий: их особенности, эффективность, способы проведения. Базовые понятия и теоретические основы.

Медицинские аспекты профориентации.

Делопроизводство и обработка информации. Применение компьютерных технологий в работе профконсультанта. АРМ профконсультанта.

Возможные способы оценки деятельности профконсультанта. Методы контроля и оценки адаптации трудоустроившихся.

Анализ и обобщение опыта работы региональных органов занятости.

IV сессия. Стажировка


Анализ и обобщение индивидуального опыта профконсультационной работы.


Аттестация


Текст документа сверен по:
Сборник нормативных документов,
вып.II, сентябрь 1993-июль 1994,
ч.2, М., 1995 год