ПИСЬМО
от 6 апреля 1994 года N С-3-10-364
Об организации обучения по профориентации
специалистов и руководителей региональных
органов занятости
В соответствии с "Основным положением политики в области профессиональной ориентации в государственной службе занятости на 1994-1995 гг." в Российском учебном центе Федеральной службы занятости России организована обработка принципиально новой учебно-программной документации по обучению руководителей и специалистов региональных органов занятости по вопросам профориентации.
Содержание обучения дифференцировано по трем категориям обучающихся:
специалисты подразделений профориентации, не имеющие психологического образования;
специалисты подразделений профориентации имеющие психологическое образование;
руководители (заместители руководителей органов занятости, курирующие профориентацию, руководители профориентационных подразделений и их заместители).
Обучение будет проводиться на протяжении двух лет (три раза по две недели и стажировка в течение двух недель) по целевой программе, предусматривающей повышение квалификации или переподготовку в соответствии с "Квалификационными требованиями к профконсультантам федеральной государственной службы занятости" (приложение N 1 к "Положению об организации профессиональной ориентации в федеральной государственной службе занятости", утвержденному приказом Федеральной службы занятости России от 02.02.94 N 15). Специалисты (за исключением руководителей), которые успешно освоят полную программу обучения, могут получить в установленном порядке допуск к работе по профконсультированию.
В дальнейшем такое повышение квалификации по учебным планам и программам Федеральной службы занятости России будет организовано в ряде территорий, где имеются высококвалифицированные специалисты в этой области.
Просим направить в Российский учебный центр Федеральной службы занятости России (129329, Москва, ул.Кольская, д.2, телефон для справок 189-26-15: Погорелова Елена Васильевна) списки тех специалистов и руководителей региональных органов занятости (республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга), которых целесообразно обучить в первую очередь (с указанием ФИО, должности и специальности по базовому высшему образованию).
Одновременно предлагаем организовывать в регионах обучение специалистов, не имеющих психологического образования, районных, межрайонных и городских служб занятости в соответствии с типовыми планами и программами, утвержденными Федеральной службой занятости России (прилагаются).
Программы обучения специалистов, имеющих высшее психологическое образование, и руководителей будут высланы дополнительно.
Приложение
к письму Федеральной
службы занятости России
от 6 апреля 1994 г. N С-3-10-364
Типовая программа
обучения специалистов профориентационных
подразделений региональных служб занятости,
не имеющих психологического образования
Форма обучения: с отрывом от работы,
4 сессии по 2 недели (по 80 часов)
Рынок труда и проблемы занятости в России. Определение структуры региональной потребности в кадрах.
Основные положения социальной защиты и социальной поддержки различных категорий населения. Нормативные документы по занятости.
Проблемы и перспективы развития профориентации в федеральной службе занятости (нормативные акты и документы).
Стратегия профессиональной ориентации в системе занятости (цели, содержание, организация, методы).
Особенности проведения социологических исследований в системе занятости (предмет, задачи, методы, техника, технология социологических исследований).
Содержание и основные направления деятельности профконсультанта службы занятости.
Особенности профориентационной работы с различными группами населения:
- молодежью;
- инвалидами, лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- женщинам;
- военнослужащими.
Введение в психологическое профессиоведение (классификация профессий, профессиональные требования, условия труда и т.д.).
Психологические методы профотбора.
Применение классических психодиагностических методов в профконсультировании.
Компьютерные варианты психодиагностических методов.
Проблема целеполагания для профконсультанта. Техника делового общения. Методики ведения тренинговых групп. Методика видеообратной связи в пролонгированном обучении профконсультанта.
Методы активизации профконсультанта при подготовке в работе с клиентом.
Основные методы осуществления психологической поддержки клиентов в процессе профконсультации.
Организация и опыт работы центра занятости Московской области.
Основные принципы и методы изучения трудовой деятельности в профессиоведении.
Основные понятия психологического профессиоведения. Проблема классификации профессий.
Профессиография как один из основных способов описания профессиональной деятельности. Виды и структура профессиограмм. Использование профессиограмм в деятельности работников службы занятости.
Профориентация как система мер по управлению адекватным профессиональным выбором. Основные составляющие профориентационного процесса.
Основы профессиональной переориентации взрослого населения.
Основные формы и методы профессионального консультирования. Психологические основы профконсультирования.
Выбор профессии как социокультурный феномен. Основные факторы, влияющие на выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии и способы их коррекции.
Психологическая поддержка как одно из основных направлений деятельности профконсультанта службы занятости. Активные методы в работе профконсультанта. Деятельность профконсультанта в "Клубе ищущих работу", на курсах "Новый старт".
Нейролингвистическое программирование в работе профконсультанта службы занятости: базовые понятия и основные техники.
Психологические и психофизиологические основы профотбора. Методы профотбора.
Роль индивидуальных особенностей человека в трудовой деятельности.
Психологические аспекты трудовой деятельности: мотивы и ценности трудовой деятельности. Уровень притязаний и т.д.
Этический стандарт деятельности профконсультанта службы занятости.
Обучение навыкам работы с психодиагностическими методиками и оборудованием.
Основы общей психологии. Основные понятия психологии личности.
Основы возрастной и педагогической психологии.
Основа социальной психологии.
Психология делового общения. Коммуникативная культура профконсультанта.
Основы психологии труда и инженерной психологии.
Особенности психологического состояния безработных граждан. Психокоррекционная работа с безработными как составляющая психологической поддержки: базовые понятия, теоретические подходы и основные техники.
Основы конфликтологии.
Некоторые клинические аспекты профконсультирования. Типология и симптоматика пограничных состояний: способы их первичной диагностики.
Различные формы групповых занятий: их особенности, эффективность, способы проведения. Базовые понятия и теоретические основы.
Медицинские аспекты профориентации.
Делопроизводство и обработка информации. Применение компьютерных технологий в работе профконсультанта. АРМ профконсультанта.
Возможные способы оценки деятельности профконсультанта. Методы контроля и оценки адаптации трудоустроившихся.
Анализ и обобщение опыта работы региональных органов занятости.
IV сессия. Стажировка
Анализ и обобщение индивидуального опыта профконсультационной работы.
Аттестация
Текст документа сверен по:
Сборник нормативных документов,
вып.II, сентябрь 1993-июль 1994,
ч.2, М., 1995 год