ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июля 1994 года N С-3-11-722
Об обучении
руководителей органов занятости
Направляем "Типовую программу повышения квалификации руководителей профориентационных подразделений органов занятости", утвержденную Федеральной службой занятости России (прилагается).
Отработка этих программ повышения квалификации руководителей профориентационных подразделений и заместителей руководителей органов занятости, курирующих профориентационное направление, будет региональных производиться на базе Российского учебного центра Федеральной службы занятости России (первая сессия состоится с 10 по 21 октября 1994 года). Прорабатывается вопрос об организации такого повышения квалификации на Высших курсах практической психологии при Санкт-Петербургском государственном университете, в образовательных учреждениях, центрах профориентации других регионов.
Заявки на обучение руководителей региональных центров занятости просим направлять по адресу: 129329, Москва, ул. Кольская, д. 2, Российский учебный центр Федеральной службы занятости России (Порелова Елена Васильевна, тел. 189-2615).
Обучение руководителей профориентационных подразделений (там, где они созданы), заместителей руководителей городских и районных служб занятости, курирующих профориентационное направление, рекомендуется организовывать на местах по предложенной типовой программе.
Одновременно информируем, что разрабатывается третья программа - продвинутого повышения квалификации специалистов по профориентации, имеющих базовое психологическое образование, которая будет выслана дополнительно.
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
обучения руководителей профориентационных
подразделений региональных органов занятости
Форма обучения: очно-заочная, с отрывом от работы,
3 сессии по 2 недели (по 80 часов).
I сессия
Рынок труда и проблемы занятости в России. Определение структуры региональной потребности в кадрах.
Основные направления социальной защиты и социальной поддержки различных категорий незанятого населения. Нормативные документы по занятости.
Проблемы и перспектива развития профориентации в государственной службе занятости (нормативные акты и документы).
Стратегия профессиональной ориентации в системе занятости (цели, содержание, организация, методы).
Организация деятельности профконсультанта.
Профориентация как система мер по управлению адекватным профессиональным выбором. Содержание и основные направления деятельности профконсультанта службы занятости.
Основы менеджмента: понятие об организации, модели и методы принятия решений, основные функции управления, понятия о руководстве и лидерстве, стили лидерства, методы повышения эффективности деятельности коллектива.
Основы конфликтологии. Управление конфликтами, изменениями и стрессами в организации.
Этический стандарт деятельности профконсультанта.
Делопроизводство и обработка информации. Применение компьютерных технологий в работе профконсультанта. АРМ профконсультанта.
Цели и особенности проведения социологических исследований в системе занятости. Технология проведения социологического исследования, основные принципы интерпретации его результатов.
Организация и опыт работы центра занятости Московской области.
II сессия
Основы профессиоведения.
Основные понятия психологического профессиоведения. Проблема классификации профессий.
Основные принципы и методы изучения трудовой деятельности в профессиоведении.
Профессиография как один из основных способов описания профессиональной деятельности. Виды и структура профессиограмм. Использование профессиограмм в деятельности работников службы занятости.
Основы профконсультирования.
Психологические аспекты трудовой деятельности: мотивы и ценности, уровень притязаний и др.
Выбор профессии как социокультурный феномен. Основные факторы, влияющие на выбор профессии. Типичные ошибки при выборе профессии и способы их коррекции.
Особенности и проблемы профессиональной переориентации взрослого населения.
Основные формы и методы профессионального консультирования. Психологические основы профконсультирования.
Роль индивидуальных особенностей человека в трудовой деятельности. Психологические и психофизиологические основы профотбора. Методы профотбора. Медицинские аспекты профориентации.
Применение классических психодиагностических методов в профконсультировании. Компьютерные варианты психодиагностических методов.
Особенности профориентационной работы с различными группами населения: молодежью, женщинами, инвалидами, незанятыми специалистами, имеющими высшее образование, военнослужащими.
III сессия
Основы психологической поддержки.
Психологическая поддержка как одно из основных направлений деятельности профконсультанта службы занятости. Активные методы в работе профконсультанта. Деятельность профконсультанта в "Клубе ищущих работу", на курсах "Новый старт".
Особенности психологического состояния безработных граждан. Психокоррекционная работа с безработными как составляющая психологической поддержки. Основные методы осуществления психологической поддержки в процессе профконсультирования.
Различные формы групповых занятий: их особенности, цели, эффективность.
Основные цели и методы психорелаксационной работы с профконсультантами.
Психология делового общения. Профессиональная культура руководителя. Тренинг делового общения.
Возможные варианты оценки деятельности профориентационных подразделений. Организация контроля и оценки адаптации трудоустроившихся по рекомендациям службы занятости.
Анализ и обобщение опыта работы региональных органов занятости.
Текст документа сверен по:
Сборник нормативных документов,
вып.II, сентябрь 1993-июль 1994,
ч.2, М., 1995 год, стр. 440 - 441.