Недействующий

Об утверждении положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации (утратил силу)

III. Порядок присвоения грифа
учебным изданиям для начального профессионального,
среднего профессионального, высшего профессионального,
специального (коррекционного) профессионального
и дополнительного профессионального образования

1. Для решения вопроса о присвоении грифа Министерства образования Российской Федерации автор или издатель (издающая организация и др.) направляет в структурное подразделение Минобразования России, курирующее данный уровень образования *, либо, при делегировании соответствующих полномочий, в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек следующие документы и материалы:

* Рукописи учебной литературы по программам дополнительного образования, реализуемые вузом с целью присвоения дополнительной квалификации, направляются в Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.

1.1. Письмо автора или издателя (руководителя издающей организации), в котором дается краткая информация об учебном издании, его выходные данные (фамилия, имя и отчество автора или коллектива авторов (редактор); название рукописи; номер издания (первое или переиздание); объем (в авт. л.); планируемый тираж и год выпуска; по какой учебной программе подготовлена рукопись; ее читательское назначение.

1.2. Подготовленная к изданию рукопись (готовое издание) в трех экземплярах. На второе и последующие издания могут быть представлены расклейки рукописи с исправлениями и дополнениями (копии оригинал макета, готовое издание).

2. Представленные материалы регистрируются в соответствующем управлении Министерства и в течение недели направляются в Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации для организации рецензирования.

3. Федеральный экспертный совет по согласованию с соответствующим управлением Министерства в течение двух недель направляет полученные документы на экспертизу в учебно методические объединения, научно - методические советы высшего профессионального образования, Научно - методический центр по среднему профессиональному образованию, Институт развития профессионального образования и Экспертный совет по начальному профессиональному образованию, Научно - методический совет по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и иные организации и образовательные учреждения для получения экспертного заключения.

4. Заключение (с приложением рецензий) направляется в Федеральный экспертный совет Минобразования России. Заключение дается на основании двух - трех независимых рецензий ведущих специалистов в данной области.

В заключении подтверждается соответствие содержания рукописи требованиям государственных образовательных стандартов профессионального образования, психолого - педагогическим требованиям, отмечается актуальность, возможность использования в комплекте с учебными пособиями (учебниками) и другими учебными изданиями. Четко формулируется вывод о целесообразности присвоения рекомендательного грифа Министерства; предлагается редакция грифа.

В рецензиях дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного издания, информация об отличительных особенностях данного издания в сравнении с существующими, анализ его методических достоинств и недостатков, оценивается научный уровень изложения материала, констатируется соответствие государственным образовательным стандартам профессионального образования и программе учебной дисциплины.

В заключительной части рецензии даются обоснованные выводы о целесообразности издания рукописи с грифом Министерства, определяется читательский адрес, предлагается редакция грифа *.

* Редакции грифов учебных изданий для профессионального образования:

1. "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью заместителя министра).

Пример: "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств" и специальностям "Технология машиностроения", "Металлорежущие станки и инструменты".

2. "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью министра).

Пример: "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств" и специальностям "Технология машиностроения", "Металлорежущие станки и инструменты".

3. "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для... (читательский адрес)" (письмо за подписью начальника управления).

Пример: "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Проектирование и технология электронных средств" и специальности "Конструирование и технология электронно - вычислительных средств".

4. "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью заместителя министра).

Пример: "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Проектирование и технология электронных средств" и специальности "Конструирование и технология электронно - вычислительных средств".

В случае отрицательного мнения рецензента выводы последнего должны быть достаточно аргументированы и четко сформулированы в заключительной части рецензии.

Рецензия должна быть подписана ее автором (рецензия кафедры ссылкой на дату проведения заседания кафедры и номер протокола подписывается ее заведующим) с указанием места работы рецензента, его должности, ученого звания и степени. Подпись заверяется печатью, ставится дата.

Более детальные требования к рецензии на рукописи, претендующие на присвоение грифа Минобразования России, утверждаются президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России.

При оформлении грифов на переиздание учебников и учебных пособий можно ограничиться одной рецензией учебно - методического объединения (Научно - методического совета или Научно методического центра). Стереотипные издания учебников и учебных пособий (начиная с 3-го издания) могут выпускаться без рецензирования в пределах срока действия государственных образовательных стандартов профессионального образования и если с момента их издания прошло не более 2 лет.

5. Федеральный экспертный совет Минобразования России направляет заключение и рецензии в соответствующее управление Министерства.

6. Учебники при первом издании получают гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника...", который дается при наличии положительных заключений соответствующих организаций и соответствующего управления Министерства и оформляется приказом Министерства за подписью заместителя министра образования Российской Федерации, курирующего управление, отвечающее за содержание образования соответствующего уровня.

7. Учебники, имеющие гриф "Допущено Министерством..." и прошедшие апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получают гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника...", который дается после рассмотрения президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России и оформляется приказом Министерства за подписью министра по представлению ответственного секретаря президиума.

Порядок апробации новых учебных изданий утверждается президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России.

8. Учебное пособие при первом издании получает гриф "Допущено Минобразованием России в качестве учебного пособия...", который подписывается начальником соответствующего структурного подразделения.