Недействующий

Об утверждении "Методических рекомендаций по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, ... (утратил силу с 31.08.2007)

5. Использование средств, остающихся в распоряжении
страховой медицинской организации после неполной оплаты
счетов ЛПУ по результатам экспертизы качества
медицинской помощи

Согласно ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованным в соответствии с условиями договора об оказании медицинских услуг населению в процессе проведения медицинского страхования. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.

Суммы средств ОМС, остающиеся в распоряжении страховой медицинской организации после неполной оплаты счетов медицинских учреждений по результатам экспертизы качества медицинской помощи, являются средствами от основной деятельности страховой медицинской организации.

В целях использования названных средств в интересах застрахованных страховым медицинским организациям следует вести учет и анализ выплат, а также объемов средств, остающихся в распоряжении страховой медицинской организации после неполной оплаты счетов медицинских учреждений по результатам экспертизы качества медицинской помощи, в разрезе медицинских учреждений и профильных отделений ЛПУ с одновременным анализом причин, вызвавших снижение качества медицинской помощи.

По результатам анализа страховые медицинские организации и лечебно-профилактические учреждения правомочны разработать план совместных мероприятий по устранению причин оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.

Обобщенные по лечебно-профилактическим учреждениям суммы вышеназванных недоплаченных средств обязательного медицинского страхования уже не входят в состав тарифов на медицинские услуги.

Их целевое назначение регулируется условиями договоров на предоставление медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию. Рекомендуется, чтобы суммы средств, обобщенные после неполной оплаты счетов лечебно-профилактических учреждений по результатам экспертизы качества медицинской помощи, были использованы следующим образом:

- 70 процентов направляется в резерв предупредительных мероприятий и используется на устранение причин неудовлетворительного качества медицинской помощи в конкретном медицинском учреждении (повышение квалификации персонала, приобретение оборудования, внедрение новых технологий и т.п.). Не разрешается использовать эти средства на оплату труда персонала медицинских учреждений;

- 10 процентов направляется в резерв оплаты медицинских услуг;

- 20 процентов используется на оплату расходов по ведению дела страховой медицинской организации и в первую очередь на организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи.

Органы управления здравоохранением и территориальные фонды обязательного медицинского страхования должны обеспечить контроль адресного и целевого назначения средств, направляемых на устранение причин некачественного оказания медицинских услуг.

Учет вышеназванных средств ведется в соответствии с "Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкции по его применению", утвержденными приказом Госстрахнадзора РФ от 27.11.92 N 02-02/5 (с последующими изменениями и дополнениями), и "Положением о бухгалтерском учете и отчетности в страховых медицинских организациях", утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 25.07.94 N 02-02/13. При этом учет средств, направляемых на устранение причин некачественного оказания медицинских услуг (70 процентов средств, остающихся в страховых медицинских организациях после неполной оплаты счетов ЛПУ по результатам экспертизы качества медицинской помощи), предлагается вести в отдельном разделе субсчета "Резерв предупредительных мероприятий по обязательным видам страхования" счета 93 "Резервы убытков и другие технические резервы".

Не рекомендуется учитывать указанные средства на счете 39 "Прочие расходы", так как в этом случае они включаются в состав доходов страховщика при формировании налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль в соответствии с "Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 N 491, и п.14 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с последующими изменениями и дополнениями).

Нецелесообразно также отнесение всей суммы средств, остающихся после неполной оплаты счетов ЛПУ, в резерв оплаты медицинских услуг, так как в этом случае процесс экспертизы качества медицинской помощи лишается смысла и результативности.

Вместе с тем средства, направленные в резерв предупредительных мероприятий, должны оперативно использоваться страховщиками на совершенствование лечебного и диагностического процессов и повышение квалификации медицинских работников в целях устранения причин ненадлежащего качества медицинской помощи.