ПОСТАНОВЛЕНИЕ
совместного заседания Коллегий
Государственного таможенного комитета Российской Федерации
и Министерства путей сообщения Российской Федерации
от 27 января 1999 года N 2/1
"О взаимодействии предприятий железнодорожного транспорта
и таможенных органов Российской Федерации при осуществлении
международных перевозок"
Заслушав и обсудив доклады заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации О.Н.Свиридова и заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации А.И.Касьянова, Коллегии отмечают, что в настоящее время происходит совершенствование таможенного и транспортного законодательств, призванных обеспечивать экономическую безопасность России, а также способствовать активизации связей российской экономики с мировым хозяйством и освоению международного рынка транспортных услуг.
Осуществление мер по либерализации внешнеэкономической деятельности, структурная перестройка и экономические преобразования на железнодорожном транспорте потребовали формирования целого блока новых нормативно-правовых актов, корректировки действующих и отмены ряда устаревших, координации действий по вопросам организации государственного регулирования и контроля в сфере международных перевозок грузов и пассажиров.
В этой работе между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации и накоплен определенный положительный опыт и отмечается его развитие.
Совместная деятельность ГТК России и МПС России осуществляется по следующим основным направлениям:
- координация действий по вопросам организации государственного регулирования и контроля в сфере международных перевозок грузов и пассажиров;
- сотрудничество в области разработки нормативно-правовых актов и таможенных технологий;
- упрощения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом;
- согласование технологических и технических требований по развитию и оснащению железнодорожных пограничных пунктов пропуска, с целью обеспечения таможенного оформления и контроля товаров;
- систематический обмен информацией по вопросам, затрагивающим интересы таможенных органов и железных дорог;
- усиление контроля и ответственности железных дорог за доставку товаров в пункты назначения.
Разработана и внедрена "Временная технология взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом", учитывающая положения таможенного и транспортного законодательств.
Совместно с Министерством транспорта Российской Федерации в целях реализации Концепции государственной политики поддержки транзитных перевозок по Транссибирской магистрали разработан упрощенный порядок таможенного оформления транзитных товаров, перевозимых железнодорожным транспортом в контейнерах по Транссибирской магистрали.
В целях оперативного решения вопросов по организации взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта и таможенных органов на местах, а также разъяснения практики применения отдельных положений таможенного и транспортного законодательств, МПС России и ГТК России регулярно проводятся совместные селекторные совещания.
Подразделениями Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации осуществляется взаимодействие при подготовке проектов постановлений Правительства Российской Федерации и приказов ГТК России по перевозкам отдельных наименований товаров железнодорожным транспортом.
Закончено развитие железнодорожных станций Бусловская, Советск, Забайкальск, Гродеково, подготовлена к сдаче в эксплуатацию первая очередь нового пограничного перехода Махалино-Хуньчунь на границе с Китаем. Ведутся работы по обустройству пограничных переходов со странами Балтии и Азербайджаном.
На всех пограничных станциях Российской Федерации автоматизирован процесс составления поездной передаточной ведомости. Ведутся работы по решению вопросов взаимного обмена информацией в автоматизированных системах управления.
Вместе с тем имеющиеся отдельные несоответствия Транспортного устава железных дорог Российской Федерации и Таможенного кодекса Российской Федерации, недостаточная согласованность нормативных документов, регламентирующих таможенные процедуры и правила железнодорожных перевозок отрицательно сказываются как на качестве таможенного контроля, так и на функционировании железнодорожного транспорта.
Требуется дальнейшее совершенствование процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств с целью сокращения простоев транспортных средств, ускорения продвижения грузов, повышения качества работы железных дорог и укрепления их позиций как на внутреннем, так и на мировом рынке транспортных услуг.
Одним из факторов, влияющих на задержки таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, является недостаточная оснащенность железнодорожных пунктов пропуска, что вызвано неполным государственным финансированием.
Неисполнение установленных правил перевозки ручной клади пассажиров поездов международного сообщения средне-азиатского направления не позволяет распространить опыт стран Западной Европы по осуществлению пограничного и таможенного контроля на пассажирских поездах во время движения.
Не соблюдаются установленные таможенным законодательством сроки вынесения постановлений о конфискации грузов и их реализации, что приводит к сверхнормативному простою транспортных средств с товарами.
Имеются факты недоставки товаров предприятиями железнодорожного транспорта и несоблюдения сроков обращения таможенных органов по их розыску:
Несмотря на предпринимаемые ГТК России и МПС России меры, продолжают иметь место случаи простоя на пограничных станциях вагонов и контейнеров с товарами, прошедшими таможенное оформление на железнодорожных станциях отправления как по вине сотрудников таможенных органов, так и работников предприятий железнодорожного транспорта.
Не разработаны типовые требования к обустройству и техническому оснащению пограничных железнодорожных пунктов пропуска.
Такое положение дел ведет к снижению качества таможенного контроля с учетом возросших объемов товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенную границу Российской Федерации.