Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 18 сентября 1990 года N 8ЦЗ


О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров

(с изменениями на 5 марта 2004 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтранса России от 30 апреля 2020 года N 161
(с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 9 июля 2020 года N 234)
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом МПС России от 5 марта 2004 года N 7.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий приказ с 10 июля 2004 года признан недействующим на железнодорожном транспорте общего пользования Российской Федерации - приказ МПС России от 5 марта 2004 года N 7.

____________________________________________________________________      

В соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 18 ноября 1990 года N 989 (указание МПС и ЦК профсоюза от 27.11.89 N 463 пр-у) Министерство путей сообщения

приказывает:

1. Ввести в действие с 1 ноября 1990 года "Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров", утвержденные МПС и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства (прилагаются).

2. Начальникам управлений МПС, начальникам железных дорог, метрополитенов и производственных объединений промышленного железнодорожного транспорта:

организовать изучение в трудовых коллективах с причастными работниками Особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха, принять меры, обеспечивающие строгое их выполнение;

привести в соответствие с указанными Особенностями существующие инструкции, правила и другие документы по организации труда, планированию и учету рабочего времени и времени отдыха железнодорожников.

3. Руководителям предприятий и организаций железнодорожного транспорта и метрополитенов совместно с профсоюзными комитетами, на основе указанных Особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха, разработать и внести соответствующие изменения и дополнения в Правила внутреннего трудового распорядка, утвердив их на собраниях (конференциях) трудовых коллективов.

С введением настоящих Особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха считать утратившими силу: пункт I указания МПС и ЦК профсоюза от 20 июля 1988 года N Г-2498у, указаний МПС и ЦК профсоюза от 18 июля 1989 года N Г-1912у, от 19 июля 1989 года N Г-1924у, от 30 августа 1989 года N Г-14623, от 26 сентября 1989 года N Н-2431у.

С ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства согласовано.

Первый заместитель Министра


Приложение
к приказу МПС
от 18.09.90 N 8ЦЗ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Президиума ЦК профсоюза рабочих
железнодорожного транспорта
и транспортного строительства
от 11 сентября 1990 года,
протокол N 47

Первый заместитель Министра
путей сообщения
18 сентября 1990 года

Особенности
регулирования рабочего времени и времени
отдыха отдельных категорий работников железнодорожного
транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных
с обеспечением безопасности движения поездов
и обслуживанием пассажиров

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие Особенности учитывают специфику организации труда и регулируют рабочее время и время отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, работа которых связана с непрерывностью перевозочного процесса, безопасностью движения поездов и обслуживанием пассажиров, постоянным выполнением трудовых обязанностей в пути и разъездах в пределах обслуживаемых участков, и не меняют установленных законодательством общих и специальных гарантий и льгот.

1.2. Продолжительность смены, время начала и окончания работы (смены),  время  начала и окончания регламентированных перерывов для отдыха  и  питания  указываются  в  Правилах  внутреннего  трудового распорядка   предприятий   (структурных  единиц)*, утверждаемых  на собраниях (конференциях) трудовых коллективов,  а графики  сменности на    круглосуточных   и   других   сменных работах   утверждаются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным  комитетом.

________________

*Именуемые в дальнейшем предприятиями.

1.3. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других работах, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная ежедневная продолжительность рабочего времени, руководство предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом может вводить суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал, тура. При этом норма рабочих часов определяется умножением количества рабочих дней в учетном периоде по календарю данного года на продолжительность рабочего дня, определенного для шестидневной рабочей недели с учетом сокращения рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни.

График работы и отдыха должен быть объявлен работникам не позднее чем за три дня до начала его действия.

Квартальный учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика работы и отдыха на весь квартал.

1.4. Время приема и сдачи локомотивов, поездов (секций) и вагонов локомотивными и поездными бригадами, а также время на подготовку в рейс поездных бригад включается в их рабочее время. Нормы времени на указанные операции и другие элементы подготовительно-заключительного времени устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.5. Общее количество сверхурочных часов работы для сменных работников, локомотивных и поездных бригад при суммированном учете не должно превышать 24 часов в месяц и 120 часов в год.

1.6. Продолжительность рабочего времени смен свыше нормальной продолжительности рабочего дня, не более 12 часов, может устанавливаться с согласия членов коллектива, переводимого на новый режим работы администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. При этом работа с продолжительностью смены, превышающей нормальную, не должна допускаться более двух календарных дней подряд, кроме работников, постоянная работа которых протекает в пути.

1.7. Рабочее время работников, постоянная работа которых протекает в пути (поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных поездов (секций), хоппер - дозаторных и думпкарных маршрутов, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов и др.), при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более может учитываться потурно. При этом турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после отдыха в пункте постоянной работы.

1.8. Для отдельных профессий рабочих и должностей специалистов и служащих в соответствии с порядком и условиями, устанавливаемыми МПС и ЦК профсоюза, допускается организация дежурств:

на дому на случай вызова на работу (без права отлучаться из дома), при этом за один час дежурства учитывается 0,25 часа нормального рабочего времени;

в специально оборудованной на объекте комнате, в вагоне в купе проводника с правом отдыха, при этом за один час дежурства учитывается 0,75 часа нормального рабочего времени.

1.9. Для отдельных профессий рабочих и должностей специалистов и служащих допускается разделение рабочего дня на части. Такой режим рабочего времени может применяться для работников, работа которых по своему характеру не может производиться непрерывно, но допускает определение заранее количества и длительности перерывов. При этом может быть установлен один перерыв длительностью свыше двух часов либо два перерыва, включая перерыв для отдыха и питания, продолжительностью не менее одного часа каждый.

Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна превышать установленной графиком сменности длительности, а время непрерывного отдыха между сменами должно быть не менее 12 часов.

1.10. Рабочее время и время отдыха работников строительных организаций, военизированной охраны, учебных заведений, торговли, медицинского обслуживания, общественного питания, вагонов-ресторанов, купе-буфетов, вагонов-лавок, водителей автомобилей, а также работников, для которых применяется вахтовый метод организации работ, регламентировано соответствующими Положениями.

1.11. Вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоящими особенностями, регулируются общим законодательством о труде.

II. Начало и окончание работы

2.1. Началом работы считается время явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, а окончанием работы - время освобождения от работы.

В отдельных случаях начало и окончание работы могут назначаться вне места постоянной работы (постоянного пункта сбора), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня. В этом случае время следования от постоянного пункта сбора до места работы и обратно (при расстоянии в одном направлении до трех километров, при проходе и фактическом времени проезда не большего расстояния менее 36 минут) не считается рабочим временем.

Если работник не был своевременно поставлен в известность о предстоящем месте работы, находящемся на расстоянии до трех километров, или если расстояние от постоянного пункта сбора до места работы более трех километров, либо фактическое время проезда превышает 30 минут, то время следования от постоянного пункта сбора до места работы и обратно должно включаться в рабочее время из расчета 12 минут на один километр при проходе и по фактически затраченному времени при проезде.

2.2. Началом работы локомотивных и поездных бригад, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа и т.п., считается время явки к месту постоянной работы (депо, электродепо, линейный пункт, резерв, пункт подмены локомотивных бригад, пункт оборота локомотивов) по графику, наряду или вызову, окончанием работы - момент оформления соответствующей технической документации (например - маршрута машиниста) после сдачи локомотива, поезда, состава, секции или вагона в депо или пункте смены. В случае несостоявшейся поездки окончание работы - время освобождения работников администрацией.

2.3. Для всех сменных работников и для работников с разделенным на части рабочим днем время начала и окончания работы определяется графиком работы.

2.4. Порядок явки на работу по окончании отпуска и болезни работников с суммированным учетом рабочего времени, которым выходные дни предоставляются по графикам работы, должен определяться администрацией и профсоюзным комитетом и отражаться в правилах внутреннего распорядка предприятия.

2.5. На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Администрация принимает все зависящие от нее меры для быстрейшей смены работника. Порядок вызова в этом случае другого работника на работу определяется правилами внутреннего трудового распорядка. При этом сокращенный отдых должен быть не менее 12 часов и не допускается работа более двух ночей подряд.

2.6. Вызов работника на работу независимо от продолжительности использованного отдыха за предшествующую работу допускается в случаях стихийных бедствий, пожаров, крушений и аварий.

III. Организация работы и учет рабочего времени
локомотивных и кондукторских бригад

3.1. Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется, как правило, по именным графикам или по безвызывной системе. Остальные бригады, а также в случаях нарушения работы по графикам, назначаются на работу по вызову. Способы вызова бригад устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Бригады маневровых, вывозных и передаточных локомотивов не должны отправлять на другие станции за 15 минут до установленного времени смены бригад.

3.2. По каждому пункту явки локомотивных бригад начальником отделения железной дороги по согласованию с райпрофсоюзом и учетом мнения локомотивных бригад должно быть установлено предельно допустимое время нахождения бригады на работе с момента явки, по истечении которого запрещается отправление ее в поездку.

3.3. Время следования работников локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту (станции), назначенному для приема локомотива (поезда), а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда), если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, включается в рабочее время, а в продолжительность непрерывной работы не входит. Порядок проезда локомотивных и кондукторских бригад в этих случаях устанавливается начальником отделения железной дороги.

3.4. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад свыше 7 часов, но не более 12 часов устанавливается с согласия коллективов локомотивных бригад начальником железной дороги и президиумом дорпрофсоюза. Работа с двукратным обращением локомотивных бригад с проездом мимо основного пункта (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства), а также изменения режима работы в период действия графика вводятся таким же порядком. Продолжительность непрерывной работы устанавливается на график движения поездов и вариантные графики, разрабатываемые в связи с предоставлением "окон" в границах утвержденных плеч обслуживания во всех видах движения с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм выработки.

3.5. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов должна быть не более 10 часов. При работе с ночным отходом в пункте оборота суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов, а непрерывная работа после отдыха - 6 часов. Режим работы с большей продолжительностью устанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 3.4 настоящих Особенностей.

3.6. Увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад свыше установленной допускается при стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах.

К стихийным бедствиям относятся: снежные и песчаные заносы, обвалы, оползни, последствия ураганов, смерчей, бурь, ливневых дождей, наводнений и землетрясений.

К чрезвычайным обстоятельствам относятся: крушения поездов, аварии, пожары, пропуск внеочередных восстановительных, пожарных поездов, снегоочистителей, локомотивов без вагонов, автомотрис и дрезин несъемного типа, назначаемых для восстановления нормального движения и для тушения пожаров, а также поездов, назначаемых по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.

В указанных случаях увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад должно производиться приказом начальника отделения железной дороги, а на железных дорогах с единым автоматизированным диспетчерским центром - первым заместителем начальника железной дороги, а в его отсутствие - заместителем начальника железной дороги, ведающим перевозками.

В иных случаях для доведения поезда до станции смены бригады непрерывная продолжительность работы может быть увеличена с согласия локомотивной бригады приказом начальника отделения дороги или заместителя начальника железной дороги (на дорогах с единым автоматизированным диспетчерским центром).

При этом во всех случаях непрерывная продолжительность работы локомотивных бригад не должна превышать 12 часов.

3.7. Для локомотивных бригад не допускаются ночные поездки более двух ночей подряд. Ночными следует считать поездки с работой, начинающейся или заканчивающейся в период с 0 часов до 5 часов местного времени. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращаемые из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.

IV. Организация работы и учет рабочего времени
локомотивных бригад метрополитенов

4.1. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад может устанавливаться не более 8 час. 30 мин., а в сменах, разделенных на части, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов.

После ночного отдыха в электродепо или других пунктах метрополитена продолжительность работы устанавливается не более 4-х часов.

4.2. Локомотивным бригадам поездов метрополитенов в течение смены могут устанавливаться регламентированные перерывы для отдыха и питания через 3,0-4,5 часа от начала работы порядком, определяемым правилами внутреннего распорядка. Рекомендуемая продолжительность этих перерывов 25-45 минут.

Перерывы на личные надобности, включаемые в рабочее время, следует предоставлять, как правило, через каждые 2,0-2,5 часа работы продолжительностью до 15 минут. При продолжительности оперативной работы в смены от 7 часов до 7 часов 30 мин. должен предоставляться перерыв 15-20 минут за 1,5-2 часа до окончания смены.

Время, оставшееся после осмотра подвижного состава в пунктах технологического осмотра на линии и в электродепо, учитывается как перерыв для удовлетворения физиологических потребностей, а при продолжительности его не менее 25 минут может вводиться установленным порядком как перерыв для отдыха и питания.

4.3. Продолжительность ночного отдыха в электродепо и других пунктах метрополитена должна быть не менее половины времени предшествующей работы, но не менее 2,5 час. и не более времени предшествующей работы.

В праздничные дни, когда работа метрополитена увеличивается на один час, допускается отдых (как исключение) менее 2,5 часов, который включается в рабочее время. При этом суммарная продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад до и после отдыха не должна превышать 10 часов.

Порядок предоставления указанных перерывов, их продолжительность и место устанавливаются конкретно для каждой линии метрополитена администрацией электродепо по согласованию с профсоюзным комитетом и коллективом локомотивных бригад.

4.4. Увеличение продолжительности непрерывной работы машинистов не допускается. В случае невыхода на работу сменщика при отсутствии резерва и при продолжительности работы свыше 8 часов 30 минут машинист должен довести поезд до ближайшего пункта технического отстоя подвижного состава на линии или в электродепо.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»