Недействующий

О порядке осуществления контроля за назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской Федерации на льготных условиях лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (утратил силу с 15.07.2019 на основании совместного приказа Минздрава России и ФОМС от 04.06.2019 N 361н/105)

Приложение
к приказу Минздрава России
и Федерального фонда ОМС
от 11.12.98 N 361/99

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления контроля
за назначением и обеспечением отдельных категорий
граждан Российской Федерации на льготных условиях
лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения


I. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает общие организационные и методические принципы ведомственного и вневедомственного контроля за назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской Федерации (далее - граждане) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарства) бесплатно или с 50-процентной скидкой со стоимости (далее - на льготных условиях) при амбулаторном лечении в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

1.2. Цель ведомственного и вневедомственного контроля:

- обеспечение установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав граждан на получение лекарств при амбулаторном лечении бесплатно или с 50-процентной скидкой со стоимости;

- оптимальное использование средств бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования;

- внедрение новых ресурсосберегающих технологий и методик лечения больных.

1.3. Контроль за назначением и обеспечением граждан при амбулаторном лечении лекарствами на льготных условиях осуществляется в виде проводимых постоянно и периодически ведомственных, вневедомственных и совместных экспертиз обоснованности медикаментозного лечения.

Постоянный ведомственный и вневедомственный контроль осуществляется регулярно в случаях, установленных пунктами 2.3 и 3.3 настоящей Инструкции.

Периодический ведомственный, вневедомственный и совместный контроль проводится в соответствии с планами организационных мероприятий, утверждаемыми органами управления здравоохранением и фондами обязательного медицинского страхования соответствующих уровней в виде:

- плановых проверок, осуществляемых путем сплошной или выборочной экспертизы любых случаев выписки льготных рецептов;

- целевых проверок, осуществляемых путем сплошной или выборочной экспертизы выписки льготных рецептов гражданам, отнесенным к определенной льготной группе, в том числе при наличии заболеваний, дающих право на обеспечение лекарствами при амбулаторном лечении на льготных условиях, а также в случаях жалоб или претензий граждан.

II. Ведомственный контроль

2.1. Ведомственный контроль осуществляется должностными лицами лечебно - профилактических учреждений и органов управления здравоохранением всех уровней в пределах своей компетенции.

Для осуществления контроля могут привлекаться сотрудники клиник научно - исследовательских и образовательных медицинских учреждений, представители профессиональных медицинских объединений.

2.2. Уровни ведомственного контроля:

первый уровень - заведующий отделением лечебно-профилактического учреждения или заместитель главного врача по клинико-экспертной работе и/или по поликлинической службе;

второй уровень - клинико-экспертная комиссия лечебно профилактического учреждения;

третий уровень - клинико-экспертная комиссия, главные штатные и внештатные специалисты органа управления здравоохранением административно-территориального образования, входящего в состав субъекта Российской Федерации;

четвертый уровень - клинико-экспертная комиссия, главные штатные и внештатные специалисты органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;

пятый уровень - главные штатные и внештатные специалисты Управления организации медицинской помощи населению и Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава России.

2.3. Постоянному ведомственному контролю подлежат все случаи назначения гражданам лекарств:

- входящих в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", и в составленные Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России списки NN 1 и 2 "сильнодействующих" и "ядовитых" веществ и веществ таблицы I и II Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;

- сверх территориального Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - Перечень), входящих в формуляры лекарственных средств по фармакологическим группам и стоимости для осуществления аналоговой замены;

- стоимость которых превышает четыре минимальных размера оплаты труда, а также при одновременном назначении одним врачом пяти и более лекарственных препаратов;

- разрешенных к применению в установленном порядке, но не входящих в стандарты оказания медицинской помощи по основным классам заболеваний и формуляры лекарственных средств для осуществления аналоговой замены.

2.4. Плановые и целевые проверки обоснованности выписки гражданам льготных рецептов на лекарства, входящие в Перечень, осуществляются на первом уровне контроля не реже одного раза в 3 месяца.

Экспертизе подвергается не менее 15% амбулаторных карт пациентов, получающих постоянное поддерживающее лечение, и не менее 25% амбулаторных карт пациентов, получающих курсовое лечение.

2.5. Все случаи выписки льготных рецептов на лекарства, указанные в п. 2.3, а также претензий или жалоб граждан, нарушения порядка оформления льготных рецептов и амбулаторных карт граждан подлежат обязательному постоянному контролю второго уровня.

Периодический плановый и целевой контроль второго уровня за обоснованностью назначения любых лекарств на льготных условиях проводится не реже одного раза в полгода.