8.1. Совершенствование статистической отчетности и социологических методов
В осуществлении жилищной реформы в России широкие полномочия предоставлены органам региональной и местной власти. Эффективная реализация этих полномочий невозможна без организации адекватной системы информационного обеспечения, которая отражала бы ключевые параметры реформы. Основа такой системы должна быть создана на муниципальном и региональном уровнях, т.е. там, где будут приниматься основные решения в рамках реализации Концепции реформы, но вместе с тем необходимо обеспечить отслеживание ключевых параметров на федеральном уровне для реализации полномочий, отнесенных к ведению Российской Федерации (защита прав граждан, регулирование межбюджетных отношений и др.).
К сожалению, статистика, отражающая деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и оплату жилищно-коммунальных услуг населением, зачастую не дает возможности для полноценного анализа и принятия обоснованных решений. К числу основных недостатков сегодняшней системы жилищной статистики могут быть причислены: раздробленность, несопоставимость, неполное отражение наиболее важных направлений жилищной реформы в используемых статистических показателях.
Основные статистические данные о жилищно-коммунальном обслуживании и оплате жилищно-коммунальных услуг поступают в Госкомстат России из трех источников и обобщаются в следующих изданиях:
1. Управление социальной статистики выпускает ежегодный "Сводный отчет о жилищном фонде и численности проживающих". В третьем томе Отчета таблица Г69 содержит данные об эксплуатационных затратах и доходах жилищных организаций, в том числе от сбора квартплаты на один кв.метр в разрезе республик, краев и областей. Основное достоинство Отчета в том, что он содержит не только усредненные данные по регионам, но также и по областным (краевым, республиканским) центрам и ряду крупных городов, не являющихся областными центрами. Основной недостаток: невозможность использования документа при оперативном анализе, поскольку он выпускается один раз в год, нередко с большой задержкой.
2. Управление статистики цен ежемесячно выпускает сборник "Средние цены и тарифы на платные услуги", в котором приводятся средние ставки оплаты жилья и коммунальных услуг по административным центрам субъектов Российской Федерации и некоторым крупным городам.
Переход на отслеживание ставок и тарифов в разрезе крупных городов положительно сказался на качестве информации.
Новые проблемы связаны с нарушением единообразия оплачиваемых населением жилищных услуг. В ряде городов такие услуги, как вывоз мусора, обслуживание лифтов и др., выделены в качестве самостоятельного платежа, в то время как в других входят в плату за содержание и ремонт жилья. Необходимо обеспечить сбор информации по сопоставимому кругу, учитывая все жилищные услуги, независимо от того, входят ли они в общий платеж или оплачиваются отдельно.
В качестве дополнительного отслеживаемого показателя необходимо ввести плату за наем. Усиление дифференциации жилищно-коммунальных платежей в зависимости от качества и местоположения приводит к появлению разрыва между величиной оплаты жилищно-коммунальных услуг по базовым ставкам и средним фактически сложившимся уровнем оплаты. Необходимы дополнительные методические указания, которые обеспечили бы сопоставимость данных по отдельным городам.
3. В рамках отраслевой статистической отчетности Департамент ЖКХ Минстроя представляет в Госкомстат России ежеквартальный "Отчет о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства" (форма 22-ЖКХ "Отчет о работе предприятий жилищно-коммунального хозяйства", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 16.06.94 N 70), которая является основным источником систематической информации об объемах предоставленных коммунальных услуг, величинах себестоимости и тарифов, социальной норме площади жилья и других параметрах программы жилищных субсидий.
На практике форма заполняется предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства, сводится органами управления ЖКХ и госпредприятиями на уровне области и поступает в Департамент ЖКХ Минстроя России. Регулярно представляют отчетность лишь около 60 субъектов Российской Федерации, поэтому целостная картина по России отсутствует. Качество информации можно оценить как низкое. Достаточно часты очевидные ошибки в расчетах при отсутствии какой-либо системы контроля и обратной связи. На областном уровне зачастую также отсутствует дисциплина в предоставлении исходной информации, в связи с чем происходит расчет средних величин по достаточно случайной выборке либо занижение абсолютных показателей (например, количество семей, которым начислены жилищные субсидии).
Представляется целесообразным сбор и обобщение информации, содержащейся в форме 22-ЖКХ, передать в ведение организаций Госкомстата России. Саму форму необходимо существенно переработать. Исключение может составить узкоотраслевая информация (бани, прачечные, ритуальные услуги), которую можно оставить в рамках ведомственной статистики.
После пересмотра формы 22-ЖКХ, как в содержательном плане, так и с точки зрения системы сбора информации, она могла бы стать информационной основой мониторинга хода реформы в жилищно-коммунальной сфере. Соответственно первичный свод основных показателей формы 22-ЖКХ должен осуществляться на уровне муниципального образования как основного уровня проведения жилищно-коммунальных преобразований.
В то же время возможна ситуация, когда информация, необходимая для принятия решений, в системе статистической отчетности отсутствует либо поступает с опозданием. В этом случае рекомендуется организовывать оперативные социологические обследования. Социологическими методами также рекомендуется регулярно получать информацию об отношении населения к ходу реформы, а также об основных проблемах ее реализации с точки зрения населения.
8.2. Мониторинг хода реформы ЖКХ и его роль в принятии решений
Основные показатели мониторинга хода реформы в жилищно-коммунальной сфере могли бы выглядеть следующим образом:
1. Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м в месяц
Источник информации: Рассчитывается на основе данных формы 22-ЖКХ как сумма следующих величин:
- себестоимость содержания и ремонта жилья на 1 кв.м;
- себестоимость водоснабжения и канализования 1 куб.м воды, умноженная на 0,25;
- себестоимость 1 Гкал тепла, умноженная на 0,032;
- себестоимость 1 кВт.ч электроэнергии, умноженная на 2,78;
- себестоимость 1 куб.м сетевого газа, умноженная на 0,55 (рассчитано на основе сложившихся нормативов потребления, приведенных к 1 кв.м).
Примечание. При наличии достаточных ресурсов и организации сбора информации в разрезе городов целесообразно отслеживать динамику себестоимости каждого вида жилищно-коммунальных услуг в отдельности.
2. Сложившийся уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в государственном и муниципальном жилищном фонде по действующим ставкам и тарифам на 1 кв.м (из расчета 18 кв.м на человека)
Источник информации: Рассчитывается на основе данных Госкомстата России и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Примечание. При наличии достаточных ресурсов и организации сбора информации в разрезе городов целесообразно отслеживать динамику по каждому виду жилищно-коммунальных платежей в отдельности.
3. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг населением