Недействующий

О мерах по усилению контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций (утратило силу на основании указания Банка России от 26.04.2001 N 962-У)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 июня 1997 года N 473


О мерах по усилению контроля за достоверностью
отчетности кредитных организаций

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
указания Банка России от 26 апреля 2001 года N 962-У
____________________________________________________________________


Банк России рассмотрел результаты первого этапа проверок достоверности отчетности кредитных организаций, проведенных территориальными учреждениями в соответствии с указаниями Банка России от 06.11.96 N 03-15-3/1229 с учетом последующих дополнений к ним, и отмечает следующее.

Проверки произведены по 77 регионам страны в 643 кредитных организациях из 1881 действующих на момент проверки, или почти в каждой третьей кредитной организации. При этом проверки достоверности представляемой отчетности осуществлены, в основном, в средних и мелких банках. Кроме того, было проверено 234 филиала кредитных организаций вне места расположения головных банков (11,9% от действующих филиалов). Состояние учета и отчетности проверено по достаточно широкому спектру осуществляемых кредитными организациями операций.

К выполнению задания Банка России ответственно подошли Главные управления по Астраханской, Амурской, Кировской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Новосибирской областям, которые организовали и провели глубокие проверки, не ограничились рассмотрением предложенных Банком России вопросов, значительно расширили их и своевременно представили содержательные записки с подробным описанием характера выявленных нарушений и выводами относительно их влияния на выполнение пруденциальных норм деятельности банков.

Вместе с тем, многие территориальные учреждения не обеспечили проведение серьезных, предметных проверок. Представленные в материалах проверок факты подчас плохо изложены, во многих случаях не раскрыта суть нарушений, не проанализированы их последствия, не сделано соответствующих выводов о том, каким образом нарушения повлияли на выполнение кредитной организацией пруденциальных норм деятельности, на оценку ее реального финансового состояния и степень проблемности.

Кроме того, ряд территориальных учреждений ограничился направлением в Банк России материалов ранее проведенных инспекционных проверок, в том числе в 1994-1995 годах, которые не были ориентированы на проверку достоверности отчетности и поэтому не затрагивали целый ряд серьезных вопросов, относящихся к этой области. Информация ряда учреждений свелась лишь к оценке качества кредитного портфеля банков и достоверности расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета экономических нормативов.

Одной из причин низкого качества проверок явилось также слабое взаимодействие на местах служб документарного надзора и инспектирования.

Некачественные, поверхностные материалы проверок без конкретных примеров не позволяют реально оценить характер выявленных нарушений и дать оценку адекватности мер воздействия, примененных учреждениями Банка России к банкам-нарушителям, а также выработать меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Часть территориальных учреждений представила материалы со значительной задержкой: Главное Управление ЦБ РФ по Тюменской области на 30 дней, по Нижегородской, Псковской, Пермской, Иркутской областям на 25 дней, по Кемеровской, Оренбургской, Ростовской - на 20 дней. Национальный банк Республики Татарстан задержал материалы на 16 дней. Главное управление по г.Санкт-Петербургу - на 18 дней, по Новгородской и Новосибирской областям - на 17 дней, по Костромской области - на 12 дней. Главные управления по Пермской, Тюменской и Иркутской областям представили приложения N N 1 и 2 только на бумажных носителях, не передав их в электронном виде по системе РЕМАРТ, что осложнило свод и анализ материалов в целом по России.

Сведения по формам приложений N 1 и N 2 к письму от 11.02.97 N 03-15-3/261 рядом территориальных учреждений были представлены с многочисленными ошибками, в ряде представленных материалов не были указаны суммы выявленных нарушений, что потребовало уточнения.

Национальные банки Республик Дагестан и Саха (Якутия) вообще не представили материалы по данному вопросу. Такой подход к выполнению задания Банка России является недопустимым.

По результатам произведенных проверок прежде всего обращает на себя внимание масштабность установленных нарушений и их характер. Достаточно сказать, что факты недостоверности отчетности установлены у 565 кредитных организаций из 643 проверенных (у 88%), а также у 157 филиалов из 234 проверенных (у 67%). При этом невыявление фактов недостоверности отчетности у 12% проверенных кредитных организаций и 33% филиалов, как показывает анализ представленной информации, в ряде случаев объясняется лишь низким уровнем проверок вследствие отсутствия должного контроля за их организацией со стороны руководства отдельных территориальных учреждений, а также недостаточной квалификацией проверяющих.

Характер выявленных нарушений свидетельствует о том, что практически все они в той или иной степени вызваны неправомерными действиями руководства и главных бухгалтеров кредитных организаций. Нередко допускались сознательные искажения:

- завышение финансовых результатов и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций;

- занижение величины необходимых резервов на возможные потери по ссудам, а также средств, подлежащих обязательному резервированию в Банке России;

- искусственно улучшались результаты выполнения экономических нормативов.

В частности, желание скрыть негативные последствия рискованной кредитной политики, осуществляемой кредитными организациями, явилось причиной того, что нарушения по отражению кредитных операций в балансах банков и других формах отчетности допускаются практически каждым из проверенных банков. Из 565 кредитных организаций, допустивших нарушения, у 319, или у 57%, выявлено неправомерное (не по назначению) использование тех или иных балансовых и внебалансовых счетов для отражения осуществляемых операций.

Наиболее распространенными явились многочисленные нарушения, связанные с использованием (не по назначению) балансового счета N 904 "Прочие дебиторы и кредиторы". Неправомерное отражение значительного числа операций на балансовом счете N 904 производилось кредитными организациями с целью увеличения размера собственных средств (капитала) путем сокрытия на данном счете произведенных ими собственных затрат капитального характера сверх имеющихся для этого источников.

В этих же целях занижались остатки балансовых счетов N N 706 и 904 в части сумм, числящихся на них более 30 дней (код 8970 расшифровки отдельных балансовых счетов для расчета экономических нормативов).

Не единичны случаи использования балансовых счетов N N 904 и 167 в целях:

- сокрытия просроченной ссудной задолженности и занижения суммы подлежащего обязательному созданию резерва на возможные потери по ссудам III-V групп риска в размерах, адекватных качеству кредитного портфеля;

- неправомерного отражения на данных счетах сумм не погашенных в срок векселей;

- ненадлежащего учета не уплаченных в срок процентов по кредитам, включая межбанковские;

- сокрытия сумм платежных документов клиентов, списанных с их счетов, но не оплаченных в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах банков;

- неправомерного отражения сумм депозитов с истекшими сроками хранения;

- утаивания средств, полученных банками в виде взноса в уставный капитал, и другие.

Достаточно распространенным нарушением явилось зачисление средств от операций по уступке требования на балансовый счет N 904 с последующим направлением их на погашение других ссуд банка и процентов по ним.