Недействующий

Об утверждении типового положения об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации (утратил силу на основании приказа Минобразования России от 22.05.2001 N 2118)

Приложение
к приказу Минобразования России
от 05.05.97 N 844

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-методическом объединении высших учебных заведений
Российской Федерации


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации (далее - учебно-методическое объединение, УМО) является государственно-общественным объединением в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, создаваемым с целью координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания высшего профессионального образования, прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов для соответствующей отрасли науки, техники, технологии или социальной сферы.

1.2. Основными задачами учебно-методического объединения являются разработка предложений по структуре закрепленной за ним области высшего профессионального образования и содержанию основных образовательных программ, разработка и экспертиза учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, в соответствии с потребностями личности, общества, основными тенденциями развития науки, культуры, техники и технологии.

1.3. УМО создается (реорганизуется и ликвидируется) на правах структурного подразделения вуза приказом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием. За УМО закрепляются направления и специальности высшего профессионального образования, по которым осуществляется подготовка специалистов для определенной области науки, техники, технологии или социальной сферы.

Вуз, на базе которого создается УМО (базовый вуз), должен располагать высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, современной учебной базой, и в нем должны реализовываться основные образовательные программы по большинству направлений и специальностей высшего профессионального образования, относящихся к компетенции УМО.

1.4. В состав учебно-методического объединения в качестве его членов с правом решающего голоса входят независимо от ведомственной подчиненности все государственные высшие учебные заведения Российской Федерации и негосударственные вузы, имеющие государственную аккредитацию, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также заинтересованные в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям и специальностям предприятия, учреждения и организации.

В состав УМО по решению его совета могут входить не прошедшие государственную аккредитацию негосударственные высшие учебные заведения Российской Федерации, а также в качестве ассоциированных членов с правом совещательного голоса - вузы других государств, в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, относящимся к компетенции УМО.

Вузы, предприятия, учреждения и организации, входящие в состав УМО, сохраняют установленные отношения подчиненности.

1.5. Учебно-методическое объединение строит свою деятельность на принципах равноправия всех входящих в УМО вузов, предприятий, учреждений и организаций, коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.

1.6. Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и нормативными документами органов исполнительной власти в области образования, решениями Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов (НМС), положением об УМО, разработанным на основе настоящего Типового положения, во взаимодействии с соответствующими государственными, общественными и государственно-общественными организациями Российской Федерации и других государств.

1.7. Учебно-методическое объединение ежегодно отчитывается о проделанной работе перед федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в соответствии с установленной формой.

1.8. Решения учебно-методического объединения принимаются в соответствии с регламентом, устанавливаемым Положением об УМО. Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности решения и рекомендации УМО.

2. ФУНКЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Для решения поставленных задач УМО в соответствующей области высшего профессионального образования:

2.1. Разрабатывает проекты требований к уровню подготовки выпускников и содержанию образовательных программ.

2.2. Формирует перечень аннотированных программ специализированной подготовки магистров и перечень специализаций в рамках специальностей.

2.3. Разрабатывает проекты основных образовательных программ высшего профессионального образования.

2.4. Организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документацией по подготовке специалистов всех ступеней высшего профессионального образования.

2.5. Участвует в разработке перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования.

2.6. Участвует по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений.

2.7. Участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего образования.

2.8. Участвует в разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава.

2.9. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий преподавателям высших учебных заведений.

2.10. Вносит в федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием предложения по реализации государственной политики в области образования.

2.11. Участвует в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности и преемственности со стандартами высшего профессионального образования.

2.12. Участвует в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по специальности.

2.13. Участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений.

2.14. Участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств.

2.15. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием рецензирование рукописей учебников и учебных пособий, подготовленных к изданию.