Цели и задачи Стратегии достигаются посредством реализации Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области и Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития, разработанных в рамках разработки Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года.
Градостроительное развитие Московской области происходит в условиях реконструкции существующих городских и сельских поселений, инженерной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры и направлено на долгосрочное экономическое развитие Московской области с темпами роста, опережающими средние по Российской Федерации.
Генеральный план развития Московской области - совокупность нормативных правовых актов Московской области, разрабатываемых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, и документов территориального планирования Московской области, определяющих в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации и муниципальных образований Московской области политику органов государственной власти Московской области в сфере пространственного развития Московской области (далее - политика пространственного развития Московской области).
Основным принципом политики пространственного развития Московской области является обеспечение устойчивого развития Московской области в интересах настоящего и будущих поколений.
Целью политики пространственного развития Московской области является создание градостроительными средствами условий повышения качества жизни населения и роста экономики Московской области на основе обеспечения безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, сохранения культурного наследия, местных традиций и особенностей.
Задачами политики пространственного развития Московской области являются:
1. Выравнивание территориальной неравномерности в уровнях социального и экономического развития различных частей Московской области на основе снижения центростремительных тенденций развития и перемещения градостроительной активности в срединную и периферийную части Московской области, изменения пространственного распределения мест жительства и мест приложения труда, объемов и направлений трудовой маятниковой миграции, расширения для жителей Московской области возможности выбора мест приложения труда.
2. Формирование "точек роста" - опорных территорий роста экономики и повышения качества жизни населения (территорий концентрации градостроительной активности регионального (областного) значения).
3. Формирование устойчивых систем расселения в Московской области на основе структурной и функциональной реорганизации сети городов и других населенных пунктов Московской области, обеспечивающей рост качества городской и сельской среды.
4. Улучшение экологической ситуации в Московской области на основе перераспределения по территории Московской области объемов техногенных и антропогенных нагрузок и снижения их в центральной части Московской области, обеспечивающего реализацию механизмов создания современных образцов (социальных и пространственных стандартов) организации жилой и рекреационной среды, восстановления традиционных природных и урбанизированных ландшафтов, реабилитации рек и водоемов, сохранения и развития исторической и культурной самобытности городов, сел, деревень, особенностей уклада жизни их жителей не только в срединной и периферийной, но и в центральной части Московской области.
5. Образование системы особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения, в том числе природных экологических (природного экологического каркаса) и природно-исторических территорий для создания необходимых условий сохранения, восстановления, реабилитации и использования природных территорий Московской области, объектов природного и культурного наследия с их территориями.
6. Преобразование радиально-кольцевой структуры опорной сети автомобильных дорог в сетевую структуру скоростных магистральных, магистральных, основных и местных автомобильных дорог.
7. Развитие областной системы общественного автомобильного и рельсового пассажирского транспорта.
8. Повышение качества инженерного обеспечения населения и экономики Московской области.
Приоритетные пространственные преобразования в Московской области предусматривают:
1. Развитие транспортной инфраструктуры Московской области, направленной на:
- преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети в сетевую структуру с преобладанием скоростных хордовых автодорог в срединной и периферийной частях Московской области;
- формирование на территории Московской области международных транспортных коридоров, обеспечивающих интеграцию сети автомобильных дорог Московской области, Российской Федерации и международной опорной сети автомобильных дорог;
- развитие (новым строительством и реконструкцией) сетевой структуры автомобильных дорог областного и межмуниципального значения;
- развитие пригородного и междугороднего пассажирского транспорта;
- развитие системы скоростного пассажирского транспорта, соединяющего между собой крупные города Московской области и планируемые опорные точки роста экономики;
- развитие Московского авиационного узла и аэродромов государственной и экспериментальной авиации, аэродромов общего назначения;
- развитие внутреннего водного транспорта;
- повышение связности всех видов транспорта за счет строительства крупных областных транспортных пересадочных комплексов и муниципальных пересадочных узлов;
- обеспечение координации работы всех видов транспорта при выполнении грузовых перевозок за счет создания мультимодальных транспортных комплексов (центров логистики) и грузовых терминалов.
Преобразование опорной автодорожной сети предполагает формирование системы скоростных магистральных автодорог за счет строительства новых и реконструкции существующих автодорог. Основу системы скоростных магистральных автодорог составит Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области.
Сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области является первоочередной задачей развития транспортного комплекса Московской области, потому что она решает целый ряд задач:
- интеграцию сети автомобильных дорог Московской области, Российской Федерации и международной опорной сети автодорог;