Потребительский рынок Московской области динамично развивается. Отличительной его чертой являются стабильность и высокая степень товарного насыщения.
К основным тенденциям развития потребительского рынка Московской области в последние годы следует отнести увеличение объемов оборота потребительского рынка, позитивные изменения в организации торговли, динамичное развитие инфраструктуры отрасли и повышение качества оказываемых услуг.
По объему оборота розничной торговли в течение ряда лет Московская область стабильно занимает 2 место среди регионов Российской Федерации.
В Московской области реализованы крупные проекты в сфере торговли: торгово-развлекательные центры "Мега", гипермаркеты "Ашан", "Веймарт", "ИКЕА", "Крокус-Сити", "Леруа Мерлен" и другие.
В последние годы активно внедрялись инвестиционные проекты таких сетевых компаний, как "Копейка", "Пятерочка", "Перекресток", "Дикси", "Утконос", "Самохвал".
Помимо крупных торговых объектов во многих муниципальных образованиях Московской области открыто значительное количество магазинов и предприятий общественного питания, максимально приближенных к районам жилой застройки.
В структуре продаж наметилась устойчивая тенденция преобладания доли непродовольственных товаров, которая по итогам 2005 года составила 54,3 процента общего объема оборота розничной торговли.
Преобладание доли непродовольственных товаров обусловлено ростом доходов населения, повышением качества жизни, а также высоким уровнем развития потребительского кредитования. Кроме того, на положительную динамику оборота розничной торговли существенное влияние оказывает развитие инфраструктуры предприятий торговли. На смену примитивным или недостаточно организованным рынкам приходят современные объекты торговли с широким набором услуг, предлагаемых покупателю.
В 2005 году объем оборота розничной торговли увеличился по сравнению с 1999 годом в 2,3 раза, достигнув 369,9 млрд.рублей; оборот общественного питания - в 2,4 раза (15 млрд.рублей); объем платных услуг населению - в 1,3 раза (106,7 млрд.рублей).
В структуре платных услуг сохраняется доминирующая роль услуг, носящих обязательный характер: жилищно-коммунальных, транспорта и связи (около 60 процентов). По объему платных услуг Московская область занимает 2 место в Центральном федеральном округе и 3 место в Российской Федерации.
Развитию потребительского рынка и услуг в Московской области способствует реализация Программы Правительства Московской области, рассчитанной на период до 2008 года. Программа содержит перечень и механизм реализации мероприятий для достижения европейских стандартов торгового и бытового обслуживания и эффективного удовлетворения потребностей населения в высококачественных потребительских товарах и услугах по доступным ценам.
В рамках данной Программы за счет привлечения частных инвестиций создаются дополнительные возможности для эффективного наращивания социально-экономического потенциала Московской области, увеличения валового регионального продукта, создания новых рабочих мест, значительного наращивания объемов оборота розничной торговли и платных услуг, оказываемых населению, привлечения транзитных перевозок для соседних регионов России и других стран.