Недействующий

Об областной целевой программе "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007-2010 годах" (с изменениями на 28 декабря 2007 года) (утратил силу с 01.01.2009)

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

     

Основная доля ДТП и пострадавших в них людей приходится на автомобильный транспорт. Аварийность в населенных пунктах и на дорогах является одной из серьезнейших социально-экономических проблем.

Показатель числа погибших на 10 тысяч транспортных средств и на 100 тысяч человек населения в России значительно превышает показатели стран с высоким уровнем автомобилизации. По сравнению с развитыми зарубежными странами аварийность в России характеризуется одним из самых высоких уровней риска населения погибнуть в ДТП, а также высокой тяжестью последствий.

Московская область является одним из неблагополучных регионов России по количеству дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

Показатели аварийности в Московской области превышают общероссийские. Например, (данные за 2005 год):

по количеству ДТП на 10 тыс. транспортных средств, зарегистрированных на территории Московской области, на 7,4 процента (в Российской Федерации - 66,0, в Московской области - 70,9);

по числу пострадавших на 100 тыс. жителей Московской области на 41,3 процента (в Российской Федерации - 215,2, в Московской области - 304).

Ежегодно на улицах и автодорогах Московской области совершается около 14 тыс. ДТП, в которых погибает более 2,8 тыс. человек и получают ранения более 16 тыс. человек. Материальные потери от ДТП составляют ежегодно не менее 20,0 млрд. руб.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Московской области, следует отнести:

массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников движения;

низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;

недостаточный технический уровень дорожного хозяйства;

несовершенство технических средств организации дорожного движения.

Основными виновниками ДТП являются водители транспортных средств, нарушающие правила дорожного движения.

Как показывает анализ ДТП за несколько последних лет из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств совершается до 80 процентов ДТП от общего их количества.

Высокие темпы прироста автопарка Московской области создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки. Ежегодно транспортный парк Московской области увеличивается на 3-4 процента. Сегодня в Московской области зарегистрировано более 1,85 млн. единиц транспорта.

Как показывает опыт развитых стран, устойчивый рост автомобилизации будет продолжаться до достижения уровня насыщенности порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек, после чего темпы роста автопарка значительно замедляются. По состоянию на начало 2006 года количество транспорта в Московской области составляет 280 единиц на 1000 жителей.

Основной рост автопарка приходится на индивидуальных владельцев транспортных средств - физических лиц. Именно эта категория участников движения сегодня определяет и в будущем будет определять порядок на дорогах. На долю этой категории водителей в настоящее время приходится более 90 процентов ДТП, совершенных по причине нарушения правил дорожного движения.

Из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами совершается около 20 процентов ДТП от общего их количества. Половина всех ДТП, совершенных по вине пешеходов, происходит при переходе ими проезжей части в не установленном месте. Каждое седьмое происшествие происходит по вине пешеходов, находящихся в состоянии опьянения.

Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие происходит с участием детей до 16 лет.

В связи с существенным изменением за последнее десятилетие условий дорожного движения (увеличением плотности транспортных потоков и возросшей интенсивностью движения) к профессиональной пригодности водителей транспортных средств предъявляются повышенные требования.

В настоящее время круг организаций, занимающихся подготовкой водителей, заметно расширился и составляет более тысячи. Однако качество обучения не соответствует современным требованиям. В 2005 году с первого раза не сдали экзамен 43,3 процента (46822) кандидатов в водители.

Недостаточно внимания уделяется подготовке специалистов из числа рабочих профессий по оказанию квалифицированных технических сервисных услуг, технического обслуживания, ремонта, эвакуации, технической помощи, хранения, разборке на запасные части, утилизации автотранспортных средств.

Удельный вес дорожных происшествий, сопутствующим фактором в которых были неудовлетворительные дорожные условия, составляет порядка 28 процентов. Это очень высокий показатель по России, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети Московской области.

Заметно обостряется ситуация из-за высокого уровня дорожно-транспортного травматизма в населенных пунктах. Именно здесь совершается около 50 процентов всех ДТП.

Высокий уровень ДТП с пешеходами - наиболее насущная проблема городов, по которым проходят как автомагистрали федерального значения (города Клин, Солнечногорск, Балашиха, Мытищи и др.), так и крупные областные автодороги. Основные причины совершения ДТП - отсутствие достаточного количества переходов в разных уровнях с дорогой, а также наружного электроосвещения.

Сложившаяся диспропорция между темпами развития улично-дорожной сети и темпами роста количества транспортных средств приводит к ухудшению условий движения, заторам, ухудшению экологической обстановки, социальному дискомфорту, и, как следствие, к росту аварийности в городах.

В условиях ограниченных средств на развитие улично-дорожной сети решение вопросов упорядоченного движения транспорта и пешеходов, сокращение числа дорожно-транспортных происшествий возможно только за счет широкого внедрения рациональных методов и применения современных технических средств и систем организации движения. Их устройство должно быть, в первую очередь, связано с местами концентрации ДТП.

Остается низким уровень оснащенности городов Московской области техническими средствами организации дорожного движения. Эксплуатационное состояние светофоров, дорожных знаков, разметки не везде удовлетворяет современным требованиям.