Реализация основных направлений устойчивого градостроительного развития при последовательном осуществлении градостроительной политики на территории Московской области через систему нормативных правовых актов Московской области, через разработку комплекса проектной документации о градостроительном планировании и застройку территорий с соблюдением приоритетов в развитии, с учетом реализации транспортно-коммуникационного каркаса 1-й и 2-й очередей, узлов ускоренного развития позволит в ближайшее время создать градостроительные условия повышения инвестиционной привлекательности территорий Московской области, реализовать крупные инвестиционные проекты, обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие территорий на принципах устойчивого развития.
Локомотивом развития области является формирование и обустройство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) как основы формирования узлов ускоренного развития, интеграции европейских транспортных коридоров N 2 и N 9 в транспортно-коммуникационный каркас Московской области. Ввиду недостаточности государственных средств для реализации столь масштабных задач необходимо межгосударственное и государственно-частное партнерство, что обеспечит большие инвестиции в течение ближайших лет для целей устойчивого градостроительного развития Московской области.
Абзац утратил силу с 22 декабря 2022 года - постановление Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию.
Общество формирует пространственные и социальные стандарты, которые при помощи профессионалов-градостроителей и проектировщиков обретают формы архитектурно-пространственной организации территории, отраженные в градостроительной и проектной документации.
Пространственные и социальные стандарты структурируются в соответствии с институциональной структурой общества - от государственных (субъект Федерации) через муниципальные к локальным (кондоминиумы, ТСЖ), отражающие предпочтения и ментальные установки каждой территориальной общности населения.
Государство закрепляет выработанные обществом стандарты в виде нормативных правовых актов (ТСН, правила застройки субъекта Федерации, порядки, уставы муниципальных образований).
Нормативные правовые акты и правила застройки определяют уровень компетенции и характер взаимодействия, права и обязанности участников (субъектов) градостроительной деятельности.
Правительство Московской области утверждает долгосрочную документацию о градостроительном планировании развития территории Московской области, частей территории Московской области, муниципальных образований, территорий особого градостроительного развития, отраслевые программы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области организуют разработку, согласование и утверждение правил застройки территорий в границах муниципальных образований с учетом местных особенностей и основанных на правилах застройки Московской области и нормативных правовых актах Московской области, регулирующих градостроительную деятельность на территории Московской области, документации о градостроительном планировании развития территории частей муниципальных образований, городов, городских, сельских и дачных поселений, участков индивидуального жилищного строительства и градостроительной документации о застройке территорий, а также градостроительных заключений и градостроительных обоснований размещения объектов на территории муниципальных образований.
Опираясь на основные направления устойчивого градостроительного развития, можно обеспечить поэтапное осуществление комплексной реконструкции и застройки территории Московской области, направленной на:
- сокращение неравномерности в уровне социально-экономического развития территорий Московской области;
- максимальное использование потенциала выявленных узлов ускоренного развития;
- изменение мотивации поведения населения за счет повышения социальных и пространственных стандартов проживания;
- более активное включение Московской области в систему международного и российского территориального разделения труда.
Существующая неоднородность в уровне социально-экономического развития территорий Московской области способствует концентрации инвестиционных потоков в строительство жилья, торговых, промышленных и складских объектов в центральной части области, в районах, которые и без того являются "донорами" и имеют стабильные бюджеты муниципальных образований.
Современный уровень социально-экономического развития муниципальных образований Московской области характеризуется крайне высокой дифференциацией. О масштабах современной территориальной неоднородности социально-экономических условий говорят следующие данные: разброс между районами области по объему промышленного производства в расчете на 1 жителя составляет 23,3 раза, по среднемесячной зарплате - 2,3 раза, по объему товарооборота - 6,3 раза, по совокупным доходам бюджета - 3,7 раза. В этих условиях на первый план выходит задача выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований Московской области.
Наиболее высокими показателями уровня социально-экономического развития характеризуются пять районов, расположенных вдоль МКАД, - Красногорский, Химкинский, Мытищинский, Балашихинский и Люберецкий; еще семь районов совсем немного уступают лидерам. Среди районов, которые не имеют выхода на МКАД, только пять: Пушкинский, Щелковский, Ногинский, Чеховский, Подольский - имеют такие же показатели.
Снижение неоднородности в уровнях развития отдельных территорий предполагает этапность проведения комплекса мероприятий.
На первом этапе предполагается создание и развитие узлов производственного и складского назначения в 40-50-километровой зоне от Москвы, взаимоувязанное с реконструкцией элементов транспортного каркаса первой очереди (ЦКАД). Строительство ЦКАД повысит инвестиционную привлекательность Московской области, создаст предпосылки для развития производственных и складских центров, торгово-деловых комплексов. В качестве первоочередных узлов развития выделяются следующие: Клин - Солнечногорск - Поварово, Кубинка, Климовск, Домодедово - Бронницы, Электросталь - Ногинск, Рахманово. По экспертным оценкам на прилегающих к ЦКАД территориях может быть создано не менее 300 тыс.новых рабочих мест, что позволит значительно увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Создаваемые узлы и комплексы станут ядрами деловой и инвестиционной активности. Используя свое выгодное транспортно-географическое положение, они могут обслуживать потребности соседних субъектов Российской Федерации в поставках грузов, проходящих по европейским транспортным коридорам, тем самым усиливая экономическое взаимодействие Московской области с соседними субъектами Российской Федерации.
На втором этапе предусматривается активная реконструкция и развитие местной автодорожной сети, что позволит создать благоприятные условия для развития делового сектора экономики и высокотехнологичных производств на базе существующих городов науки и новых административных, общественно-деловых и рекреационно-жилых центров - узлов развития, в которых будут создаваться тысячи рабочих мест как для занятых в основном секторе производства, так и в сфере обслуживания. Среди этих узлов: Ступино - Кашира - Ожерелье - Коломна - Воскресенск - Куровское - Ликино-Дулево, Поварово, Троицк, Домодедово, Жуковский, Пушкино - Королев. При реализации импульса развития этих территорий, полученного на первом этапе, может быть создано не менее 200 тыс.новых рабочих мест в производственно-деловой сфере.
Дальнейшее развитие транспорта и узлов первой и второй очередей создает предпосылки для развития периферийных районов и центров, связанных с организацией туристско-рекреационной деятельности, основанной на использовании природного комплекса Волоколамского, Солнечногорского, Рузского, Можайского, Лотошинского, Дмитровского районов.
Таким образом, существует реальная возможность перераспределения инвестиций в строительство, основанная на реструктуризации градостроительной политики, что позволит в течение расчетного срока действия Генерального плана Московской области сгладить резкие различия в уровне социально-экономического развития территорий Московской области.
Последующее развитие обеспечивается дальнейшим совершенствованием автотранспортного каркаса с учетом использования зарезервированных на первом этапе хордовых транспортно-коммуникационных коридоров под строительство новых автодорог и созданием альтернативных видов пассажирского транспорта внутри устойчивых систем развития, что позволит в еще большей мере усилить намеченные тенденции по смещению акцентов и создать в периферийных районах условия для развития альтернативных секторов экономики, расширения сферы обслуживания, снижения и перераспределения миграционных потоков.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2022 года постановлением Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию)
Сформулированные основные направления устойчивого градостроительного развития позволили:
- подготовить, согласовать и утвердить градостроительное задание на разработку Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Московской области;
- определить необходимые структурные, организационные и нормативные правовые изменения в осуществлении градостроительного регулирования, функционального зонирования и организации территории Московской области.