Последовательное проецирование природного, историко-культурного, транспортно-коммуникационного и поселенческого каркасов, а также факторов воздействия на территорию Московской области соседних субъектов Российской Федерации, общероссийских и европейских транспортных систем позволяет сформулировать:
- основные приоритеты развития;
- узлы развития (производственные, природно-рекреационные, историко-культурные, научно-производственные).
В целом территория области по функциональным приоритетам может быть подразделена на 4 сектора: север, запад, юго-запад и юго-восток. При этом направления развития преимущественно распределяются по секторам следующим образом:
- промышленное и аграрное направления - юго-восток;
- рекреационное, лесохозяйственное и аграрное направления - север и юго-запад;
- рекреационное, общественно-деловое и жилое направления - запад и север.
В глобальном плане градостроительное развитие области происходит в условиях реконструкции существующих городских и сельских поселений, инженерной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры во взаимосвязи с градостроительным развитием г.Москвы.
Для обеспечения комплексной реконструкции такой сложной поселенческой системы, как Московская область, применимы классические приемы реконструкции - качественное улучшение функциональных показателей и приведение их к современным нормативным требованиям.
Качественные изменения жилья, культурно-бытовых, обслуживающих и производственных объектов невозможны без освоения новых территорий, коренной реорганизации транспортного комплекса.
В концепции развития транспортной сети Московской области приоритет отдан реконструкции и модернизации существующей автодорожной сети. Новое строительство сведено к минимуму и намечается только там, где это объективно необходимо для рационализации транспортных потоков и сокращения перепробегов. При этом во главу угла ставится задача создания максимального удобства в транспортном передвижении населения Московской области и снятие транзитных грузопотоков с центральной части области.
В этой связи первоочередной задачей развития транспортного комплекса Московской области должно стать сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), задача которой "перехватывать" транзитный грузовой транспорт подальше от столицы, снять по возможности транзитную нагрузку с МКАД, разгрузить головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, развить поперечные транспортные связи. Одновременно необходимо резервирование коридоров для строительства в перспективе хордовых направлений, обеспечивающих интеграцию транспортной сети Московской области в транспортную сеть Европейской части России, а также организацию разветвленной сети головных участков федеральных магистральных автомобильных дорог на въезде в г.Москву.
Приоритеты развития:
- экологически безопасное развитие Московской области за счет обеспечения устойчивого развития всех территориальных единиц экологического каркаса (ядер, ключевых территорий, транзитных зон, экологических коридоров и буферных территорий), обеспечивающего долгосрочное неограниченное во времени рациональное возобновимое природопользование и поддержание экологического баланса на региональном уровне;
- полицентрическое развитие системы расселения Московской области с формированием межселенных узлов активного развития, городов-ворот, поощрение большого числа точек роста в городах и других поселениях, а также на примагистральных территориях;
- преобразование городских устойчивых систем расселения, комплексная реконструкция поселений, пригородных территорий в комфортные системы расселения, обеспечивающие благоприятную достойную среду проживания, стремящиеся к самодостаточности по набору объектов обслуживания и мест приложения труда, на основе упорядочения функционального зонирования, определения социальных и пространственных стандартов проживания и использования для каждой функциональной зоны, развития дисперсных систем расселения, комплексной застройки новых территорий, реорганизации производственно-промышленных и коммунально-складских объектов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2022 года постановлением Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию)
- обеспечение градостроительными средствами территориальных условий для структурной перестройки хозяйственного комплекса Московской области, реорганизации градообразующей базы, развития новых наукоемких, высокотехнологичных, экологически ориентированных производств, предприятий малого бизнеса в целях повышения уровня жизни населения и создания благоприятного инвестиционного климата;
- формирование транспортно-коммуникационного каркаса Московской области, обеспечивающего сбалансированное развитие всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного, трубопроводного, альтернативного), инженерных коммуникаций и связи, резервирование территорий под развитие разветвленной автотранспортной и коммуникационной сети, обслуживающей местные, региональные и межрегиональные связи, с учетом транспортно-коммуникационной системы Европейской части России и формирования европейских транспортных коридоров, систем энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2022 года постановлением Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию)
- оптимальное использование территориальных, природных и историко-культурных ресурсов, создание условий равновесия между урбанизированной и природной средой, обеспечение свободного передвижения и эстетических потребностей населения в природных, городских и сельских пейзажах, различных формах рекреации путем создания современных архитектурно-градостроительных ансамблей, формирования экологического, историко-культурного и транспортно-коммуникационного каркасов на уровне Московской области, муниципальных образований, отдельных поселений при условии соблюдения баланса государственных, общественных и частных интересов;
- реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием общественно-политических, деловых, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных, религиозных и природно-ландшафтных комплексов, с реорганизацией градообразующей базы, а также поэтапная капитализация существующей сельской застройки и территорий коллективного садоводства.