1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи. В случае изменения ранее представленных данных, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет на регистрацию письменное уведомление о наличии изменений в ранее представленных документах.
(Абзац дополнен с 25 июля 2012 года Законом Московской области от 23 июля 2012 года N 110/2012-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов (абзац дополнительно включен с 5 июля 2009 года Законом Московской области от 25 июня 2009 года N 74/2009-ОЗ).
1.1. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (часть дополнительно включена с 10 июня 2007 года Законом Московской области от 2 июня 2007 года N 75/2007-ОЗ).
2. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, представляются в соответствующую избирательную комиссию.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и выдает кандидатам подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. Вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2011 года Законом Московской области от 9 сентября 2011 года N 137/2011-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (часть в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2011 года Законом Московской области от 9 сентября 2011 года N 137/2011-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
5. Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
5.1. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (часть дополнительно включена с 18 сентября 2011 года Законом Московской области от 9 сентября 2011 года N 137/2011-ОЗ).
6. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
7. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (часть в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2011 года Законом Московской области от 9 сентября 2011 года N 137/2011-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
8. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
9. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащиеся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (часть в редакции, введенной в действие с 10 июня 2007 года Законом Московской области от 2 июня 2007 года N 75/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
11. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть в редакции, введенной в действие с 18 сентября 2011 года Законом Московской области от 9 сентября 2011 года N 137/2011-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
12. Недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года Законом Московской области от 3 декабря 2012 года N 186/2012-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи;