В Московской области сложилась многоуровневая система образования, которая включает в себя 3785 государственных (областных), муниципальных и негосударственных образовательных учреждений с контингентом воспитанников и обучающихся более 1000000 человек; областной, муниципальный и институциональный уровни управления образованием.
Значительным этапом развития образования в Московской области, создавшим необходимые основы для качественных изменений в обучении и воспитании, развития материально-технической базы образовательных учреждений, внедрения новых образовательных технологий, увеличения объема предоставляемых услуг, явилась реализация областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы".
В то же время в условиях динамичного социально-экономического развития Московской области достигнутые результаты в образовании уже не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков, не полностью решают задачи по вкладу образования в социально-экономическое и социокультурное развитие Московской области.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностью, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. Данные проблемы осложняются несовершенством механизмов формирования, формулирования и предъявления образованию социального заказа общества.
Недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивацию к здоровому образу жизни.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период.
В ходе выполнения областной целевой программы "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы" реализованы мероприятия и проекты в области модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, формирования общенациональной системы оценки качества образования, развития материально-технической базы образовательных учреждений на условиях совершенствования механизмов финансирования образования, совершенствования институциональных механизмов управления образованием.
Областная целевая программа "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы" создала условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет).
Благодаря мерам, принятым в 2001-2005 годах, в рамках реализации Программы была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии Московской области:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования.
Сложный характер перечисленных выше проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят Московскую область перед необходимостью формирования и реализации областной целевой программы развития образования в Московской области нового поколения, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями.
Реализация Программы позволит объединить усилия субъектов образования и необходимые ресурсы вокруг достижения главных целей развития образования и получения конкретных результатов, что поможет обеспечить новый уровень качества самого образования, масштаб производимых им социальных и образовательных эффектов.