Действующий

О проекте Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области (с изменениями на 21 декабря 2022 года)

Меры устойчивого пространственного развития


Реализация основных направлений устойчивого градостроительного развития при последовательном осуществлении градостроительной политики на территории Московской области через систему нормативных правовых актов Московской области, через разработку комплекса проектной документации о градостроительном планировании и застройке территорий с соблюдением приоритетов в развитии, с учетом реализации транспортно-коммуникационного каркаса 1-й и 2-й очереди, узлов ускоренного развития позволит в ближайшее время создать градостроительные условия повышения инвестиционной привлекательности территорий Московской области, реализовать крупные инвестиционные проекты, обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие территорий на принципах устойчивого развития.

Локомотивом развития области является формирование и обустройство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) как основы формирования узлов ускоренного развития, интеграции европейских транспортных коридоров N 2 и 9 в транспортно-коммуникационный каркас Московской области. Ввиду недостаточности государственных средств для реализации столь масштабных задач необходимо межгосударственное и государственно-частное партнерство, что обеспечит большие инвестиции в течение ближайших лет для целей устойчивого градостроительного развития Московской области.

Абзац утратил силу с 22 декабря 2022 года - постановление Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию.

Общество формирует пространственные и социальные стандарты, которые при помощи профессионалов-градостроителей и проектировщиков обретают формы архитектурно-пространственной организации территории, отраженные в градостроительной и проектной документации.

Пространственные и социальные стандарты структурируются в соответствии с институциональной структурой общества - от государственных (субъект федерации) через муниципальные к локальным (кондоминиумы, ТСЖ), отражающие предпочтения и ментальные установки каждой территориальной общности населения.

Государство закрепляет выработанные обществом стандарты в виде нормативных правовых актов (ТСН, правила застройки субъекта федерации, порядки, уставы муниципальных образований).

Нормативные правовые акты и правила застройки определяют уровень компетенции и характер взаимодействия, права и обязанности участников (субъектов) градостроительной деятельности.

Правительство Московской области утверждает долгосрочную документацию о градостроительном планировании развития территории Московской области, частей территории Московской области, муниципальных образований, территорий особого градостроительного развития, отраслевые программы.

Органы местного самоуправления организуют разработку, согласование и утверждение правил застройки территорий в границах муниципальных образований с учетом местных особенностей и основанных на правилах застройки Московской области и нормативных правовых актах Московской области, регулирующих градостроительную деятельность на территории Московской области, документации о градостроительном планировании развития территории частей муниципальных образований, городов, городских, сельских и дачных поселений, участков индивидуального жилищного строительства и градостроительной документации о застройке территорий, а также градостроительных заключений и градостроительных обоснований размещения объектов на территории муниципальных образований.

Опираясь на основные направления устойчивого градостроительного развития, можно обеспечить поэтапное осуществление комплексной реконструкции и застройки территории Московской области, направленной на:

- сокращение неравномерности в уровне социально-экономического развития территорий Московской области;

- максимальное использование потенциала выявленных узлов ускоренного развития;

- изменение мотивации поведения населения за счет повышения социальных и пространственных стандартов проживания;

- более активное включение Московской области в систему международного и российского территориального разделения труда.

Существующая неоднородность в уровне социально-экономического развития территорий Московской области способствует концентрации инвестиционных потоков в строительство жилья, торговых, промышленных и складских объектов в центральной части области, в районах, которые и без того являются "донорами" и имеют стабильные бюджеты муниципальных образований.

Современный уровень социально-экономического развития муниципальных образований Московской области характеризуется крайне высокой дифференциацией. О масштабах современной территориальной неоднородности социально-экономических условий говорят следующие данные: разброс между районами области по объему промышленного производства в расчете на 1 жителя составляет 23,3 раза, по среднемесячной зарплате - 2,3 раза, по объему товарооборота - 6,3 раза, по совокупным доходам бюджета - 3,7 раза. В этих условиях на первый план выходит задача выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований Московской области.

Наиболее высокими показателями уровня социально-экономического развития характеризуются пять районов, расположенных вдоль МКАД, - Красногорский, Химкинский, Мытищинский, Балашихинский и Люберецкий; еще семь районов совсем немного уступают лидерам. Среди районов, которые не имеют выхода на МКАД, только пять: Пушкинский, Щелковский, Ногинский, Чеховский, Подольский - имеют такие же показатели.

Снижение неоднородности в уровнях развития отдельных территорий предполагает этапность проведения комплекса мероприятий.

На первом этапе предполагается создание и развитие узлов производственного и складского назначения в 40-50-километровой зоне от Москвы, взаимоувязанное с реконструкцией элементов транспортного каркаса первой очереди (ЦКАД). Строительство ЦКАД повысит инвестиционную привлекательность Московской области, создаст предпосылки для развития производственных и складских центров, торгово-деловых комплексов. В качестве первоочередных узлов развития выделяются следующие: Клин - Солнечногорск - Поварово, Кубинка, Климовск, Домодедово - Бронницы, Электросталь - Ногинск, Рахманово. По экспертным оценкам, на прилегающих к ЦКАД территориях может быть создано не менее 300 тыс. новых рабочих мест, что позволит значительно увеличить налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Создаваемые узлы и комплексы станут ядрами деловой и инвестиционной активности. Используя свое выгодное транспортно-географическое положение, они могут обслуживать потребности соседних субъектов Российской Федерации в поставках грузов, проходящих по европейским транспортным коридорам, тем самым усиливая экономическое взаимодействие Московской области с соседними субъектами Российской Федерации.

На втором этапе предусматриваются активная реконструкция и развитие местной автодорожной сети, что позволит создать благоприятные условия для развития делового сектора экономики и высокотехнологичных производств на базе существующих городов науки и новых административных, общественно-деловых и рекреационно-жилых центров - узлов развития, в которых будут создаваться тысячи рабочих мест как для занятых в основном секторе производства, так и в сфере обслуживания. Среди этих узлов: Ступино - Кашира - Ожерелье - Коломна - Воскресенск - Куровское - Ликино-Дулево, Поварово, Троицк, Домодедово, Жуковский, Пушкино - Королев. При реализации импульса развития этих территорий, полученного на первом этапе, может быть создано не менее 200 тыс. новых рабочих мест в производственно-деловой сфере.

Дальнейшее развитие транспорта и узлов первой и второй очереди создает предпосылки для развития периферийных районов и центров, связанных с организацией туристско-рекреационной деятельности, основанной на использовании природного комплекса Волоколамского, Солнечногорского, Рузского, Можайского, Лотошинского, Дмитровского районов.

Таким образом, существует реальная возможность перераспределения инвестиций в строительство, основанная на реструктуризации градостроительной политики, что позволит в течение расчетного срока действия Генерального плана Московской области сгладить резкие различия в уровне социально-экономического развития территорий Московской области.

Последующее развитие обеспечивается дальнейшим совершенствованием автотранспортного каркаса с учетом использования зарезервированных на первом этапе хордовых транспортно-коммуникационных коридоров под строительство новых автодорог и созданием альтернативных видов пассажирского транспорта внутри устойчивых систем развития, что позволит в еще большей мере усилить намеченные тенденции по смещению акцентов и создать в периферийных районах условия для развития альтернативных секторов экономики, расширения сферы обслуживания, снижения и перераспределения миграционных потоков.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2022 года постановлением Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию)

Сформулированные основные направления устойчивого градостроительного развития позволили:

- подготовить, согласовать и утвердить градостроительное задание на разработку Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Московской области;

- определить необходимые структурные, организационные и нормативные правовые изменения в осуществлении градостроительного регулирования, функционального зонирования и организации территории Московской области.