Узлы ускоренного развития промышленных, складских, общественно-деловых, рекреационных, рекреационно-жилых, природно-ландшафтных и природно-рекреационных функций опираются на реорганизуемый транспортно-коммуникационный каркас.
Формирование узлов развития создает предпосылки для формирования высокоскоростных поперечных пассажирских связей (линии малого метро, монорельсовые дороги и т.д.), коренной реконструкции узловых сортировочных станций, реорганизации Московского железнодорожного узла, а также более эффективного использования системы кольцевого трубопроводного транспорта.
В узлах развития может быть создано до 500 тыс. новых рабочих мест. Новые узлы ускоренного развития области не исключают комплексного обустройства территории существующих городов и поселений.
Для осуществления развития существующих городов, поселений, новых узлов требуется разделение уровней принятия решений по размещению новых объектов строительства, реконструкции и реорганизации систем инженерно-транспортного обеспечения.
Принципы устойчивого градостроительного развития применимы для всех типов поселений и уровней систем расселения: от кондоминиума, группы деревень и малоэтажных поселков до крупных городских устойчивых систем расселения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2022 года постановлением Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию)
Следуя основным принципам устойчивого развития территории, на основе узлов развития Ступино - Кашира - Ожерелье - Коломна - Воскресенск - Куровское - Ликино-Дулево можно выделить Приокско-Мещерскую систему расселения, которая в результате целенаправленной реализации комплекса мер по формированию инженерно-транспортной и социальной инфраструктур имеет все необходимые условия для образования устойчивой системы расселения. Тем самым может быть восстановлена историческая справедливость в отношении таких древних центров развития, как Коломна, Зарайск, Кашира, Серпухов.
Между узлами ускоренного развития Кубинка - Клин - Солнечногорск - Поварово создаются условия для реорганизации сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием общественно-политических, деловых, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных, религиозных и природно-ландшафтных комплексов, с реорганизацией градообразующей базы (университетские городки, киногородки и т.д.) в устойчивую систему расселения Мякинино - Звенигород - Истра.
Формирование крупнейших систем ускоренного развития на западе, юге и востоке области создают предпосылки для обустройства глубинных территорий Московской области - Лотошинский, Шаховской, Волоколамский, Можайский, Рузский, Наро-Фоминский районы на западе и Шатурский, Озерский, Серебряно-Прудский районы на юге.
Абзац утратил силу с 22 декабря 2022 года - постановление Правительства Московской области от 21 декабря 2022 года N 1426/45. - См. предыдущую редакцию.
1. Промышленные и складские функции:
Клин - Солнечногорск - Поварово: территории, расположенные между автодорогой "Россия" и строящимся обходом г. Клина, Солнечногорска, на базе существующих наукоемких производств, предприятий химической и нефтехимической промышленности, точного машиностроения, промышленности, строительных материалов и строительной индустрии, деревообработки, полиграфии, пищевой промышленности имеются возможности для размещения новых объектов соответствующего профиля на прилегающих территориях, а также для размещения товарораспределительных и производственно-складских комплексов, тяготеющих к примагистральным территориям. На стыке с природно-рекреационным комплексом Истринского водохранилища предпочтительным является размещение гостиничных, туристических и рекреационных объектов, тяготеющих с одной стороны, к ценным природным и историко-культурным ландшафтам, с другой стороны, к удобным автомобильным дорогам, обеспечивающим доступность до столицы;
Кубинка: территории, прилегающие к существующей застройке поселений и спецтерриториям, предпочтительно использовать в целях размещения производственных объектов автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, полиграфии, товарораспределительных и производственно-складских комплексов, тяготеющих к реконструируемым элементам Центральной кольцевой автодороги, административно-деловому центру, с использованием природно-экологического потенциала местности в окрестностях Кубинки;
Климовск: на базе сложившегося наукограда целесообразно развивать наукоемкие, высокотехнологичные производства, предприятия машиностроения и производственно-складские комплексы;
Домодедово - Бронницы: наличие существующих производственных объектов предопределяет возможности использования прилегающих территорий для размещения предприятий автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, точного машиностроения, товарораспределительных и производственно-складских комплексов, административно-деловых центров, выделение значительных по размерам территорий для организации технических и экстремальных видов спорта;
Электросталь - Ногинск: реорганизация промышленных узлов и размещение на межселенных территориях современных технопарков, включающих предприятия отраслей тяжелого машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов, товарораспределительные и производственно-складские комплексы, предприятия оптово-розничной торговли, автомобильного и железнодорожного транспорта;
Рахманово: учитывая выгодное размещение узла на пересечении магистральной федеральной автодороги "Холмогоры" с Центральной кольцевой автодорогой, наиболее предпочтительным является размещение крупных товарораспределительных и производственно-складских комплексов;
Ступино - Кашира - Ожерелье - Коломна - Воскресенск - Куровское - Ликино - Дулево: учитывая высокий производственный потенциал, наличие территориальных, энергетических и трудовых ресурсов на территории Приокско-Мещерской системы расселения, приоритетным является реорганизация существующих производственных территорий с размещением новых наукоемких производств, предприятий машиностроения, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, пищевой промышленности, перспективное развитие автодорожного и речного транспорта; повышение интенсивности использования железнодорожных узлов способствует размещению здесь крупнейших товарораспределительных и производственно-складских комплексов, а наличие большого количества памятников архитектуры и градостроительства предопределяет дальнейшее развитие объектов туризма и рекреации.
2. Общественно-деловые и рекреационно-жилые функции:
Поварово: в зоне пересечения радиальной магистрали с Центральной кольцевой автодорогой имеются предпосылки формирования деловых и торгово-развлекательных центров, дополненных территориями жилой застройки для временного и постоянного проживания;
Мякинино - Звенигород - Истра: на весьма обширной территории предполагается реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием общественно-политических, деловых, торгово-развлекательных, гостиничных, оздоровительных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных, религиозных и природно-ландшафтных комплексов, с реорганизацией градообразующей базы непроизводственного профиля (университетские городки, киногородки, оздоровительные и лечебные комплексы и т.д.);
Троицк: жилищное строительство, формирование деловых и торгово-развлекательных центров;
Домодедово: реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием деловых, физкультурно-оздоровительных центров, историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов;
Жуковский: реорганизация сложившейся застройки с формированием международных деловых, выставочных, развлекательных, физкультурно-оздоровительных центров, природно-ландшафтных комплексов;
Пушкино - Королев: реорганизация сложившейся малоэтажной застройки в высококомфортную современную систему рекреационно-парковой застройки с формированием деловых, торгово-развлекательных и физкультурно-спортивных центров, историко-культурных и природно-ландшафтных комплексов.
3. Наукограды, бизнес-центры по внедрению современных наукоемких технологий:
Королев, Дубна, Жуковский, Пущино, Протвино, Лыткарино, Троицк, Долгопрудный, Химки, Истра, Солнечногорск, Наро-Фоминск, Краснознаменск, Красногорск, Красноармейск, Черноголовка, Фрязино, в которых на базе существующих предприятий и научно-исследовательских институтов, имеющих территориальные ресурсы для развития экспериментальной и опытной базы, за счет внедрения современных технологий и использования имеющегося научного потенциала и высокообразованных трудовых кадров, высших учебных заведений могут быть созданы условия для устойчивого развития вышеназванных городов науки, что в дальнейшем может послужить предпосылкой для выдвижения Московской области на передовые рубежи в социально-экономическом развитии России.
4. Туристско-рекреационные центры: