Действующий

О проекте Основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области (с изменениями на 21 декабря 2022 года)

Транспортно-коммуникационный каркас


Московская область в силу своего географического положения и исторического развития находится на перекрестке автомобильных, железнодорожных, авиационных, водных и трубопроводных транспортных потоков с севера на юг и с запада на восток. Имеет радиально-кольцевую структуру автомобильных, железных дорог и трубопроводов.

По территории области проходят 18 опорных радиальных автодорог и две кольцевые автодороги: Малое Московское кольцо (в районе 50-километровой зоны вокруг Москвы) и Большое Московское кольцо (в районе 80-километровой зоны вокруг Москвы), а также разветвленная сеть территориальных дорог общей протяженностью более 16 тысяч километров.

Распределение транспортных потоков между радиальными автодорогами осуществляется по трем кольцевым дорогам - Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), Малому Московскому кольцу (ММК) и Большому Московскому кольцу (БМК). Большая часть транспортного потока приходится на МКАД, в то время как по Малому и Большому кольцам его доля незначительна.

Низкая интенсивность движения по Малому и Большому кольцам обусловливается тем, что это дороги второй категории, имеющие в основном по одной полосе движения в каждом направлении, большое количество пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами, значительную протяженность участков дорог в жилой зоне, что определяет большое количество съездов. По экспертным оценкам из-за низкого качества дорог скорость движения по области в два раза ниже, чем по Европе, стоимость перевозок - на 30-40% выше, по удельным показателям горючего расходуется в 1,5 раза больше и т.п.

Рост автомобильного парка (за последние несколько лет в 2,2 раза), увеличение территорий садовых товариществ, интенсивное развитие малоэтажного строительства, возросшая подвижность населения, а также рост автотранспортных перевозок привели к значительным перегрузкам автодорожной сети. За последние годы в Московском регионе увеличилась доля международных и междугородных перевозок в объемах транспортной работы в 1,5 раза, а в структуре перевозок международные и междугородные перевозки составляют уже 10%. Более 60% российских грузов перерабатываются в Московском регионе.

Все это привело к значительному росту интенсивности движения транспорта на основных автомобильных дорогах области. Особенно тяжелая ситуация сложилась на головных участках радиальных магистралей, что привело к несоответствию пропускной способности и технических характеристик головных участков дорог существующим транспортным потокам.

Следует отметить, что низкая скорость движения и автомобильные пробки усиливают пагубное воздействие автотранспорта на окружающую среду.

Особенно острая дорожно-транспортная ситуация складывается на подъездах и выездах из Москвы. В часы пик на дорогах возникают многокилометровые пробки. И даже совсем недавно реконструированная МКАД в это время работает за пределами своих возможностей.

По территории Московской области к Москве подходят 11 главных железнодорожных направлений, по которым осуществляются транзитные, местные и пригородные грузовые и пассажирские перевозки. Особенностью является наличие в Московской области ответвлений от магистральных направлений.

Основными предприятиями железнодорожного транспорта являются Московская железная дорога (протяженность путей по Московской области составляет 2213,1 км; в состав дороги входят 4 отделения, 12 локомотивных депо, 5 вагонных депо и 145 станций) и Московское отделение Октябрьской железной дороги (протяженность по Московской области составляет 132,2 км).

В области развит промышленный железнодорожный транспорт. Доставку вагонов с железнодорожных станций на подъездные пути промышленных предприятий и организаций осуществляют акционерные предприятия.

Транзитные вагоны обрабатываются на станциях Большого кольца - Орехово-Зуево, Бекасово и др. Обработка более 40% транзитных вагонов в Москве приводит к перегрузке главных путей на головных участках.

В Московской области расположено 4 аэропорта гражданской авиации - "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково" и "Быково", два из которых имеют статус международных, и ряд специализированных аэропортов, являющихся составной частью Московского авиационного узла. Развитие авиационного транспорта оказывает существенное влияние на использование не только территорий аэропортов, вспомогательных служб, подъездных путей и т.п., но и обусловливает ограничения в использовании значительных территорий Московской области. Эти ограничения связаны с негативным влиянием авиатранспорта на окружающую среду. Технические зоны, зоны шумового дискомфорта ограничивают вовлечение территорий в экономический оборот, обусловливают ограничения в их функциональном и градостроительном использовании.

Правительствами Российской Федерации и Московской области предпринимается комплекс действенных мер по развитию Московского авиационного узла, направленных на повышение экономической эффективности воздушных перевозок и снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, резервирование территорий, прилегающих к существующим аэропортам, под перспективное развитие.

На территории Московской области протяженность водных путей составляет 450 км (реки: Москва, Ока, Волга; канал им. Москвы). Имеется 10 водохранилищ (на канале им. Москвы - Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское, на реке Волге - Иваньковское, на территории области - Можайское, Истринское, Рузское, Озернинское), 12 гидроузлов (на реке Оке - Белоомутский, на реке Москве - Трудкоммуны, Андреевка, Софьино, Фаустово, Северка, на канале им. Москвы - 6 шлюзов).

По водным путям Московской области осуществляются грузовые и пассажирские перевозки как внутри региона, так и транзитные.

На территории области находятся 2 судоремонтных завода (Хлебниково, Кашира), порты - Коломна, Серпухов (на реке Оке), Дмитров, нефтеналивной причал при Павельцевской нефтебазе (на канале им. Москвы).

На территории Московской области развита сеть трубопроводного транспорта - магистральные нефтепроводы (Ярославль - Москва, Рязань - Москва), магистральные газопроводы (Средняя Азия - Центр), кольцевые нефтепродуктопровод и газопровод Московской области (КГМО), расположено большое количество коммуникационных систем (водоводы, канализационные коллекторы, линии электропередач и др.).

Важным коммуникационным элементом является система водоснабжения Москвы и Московской области, связанная с наличием магистральных водоводов (верховья реки Москвы от Звенигорода до Рублево, Восточная водопроводная система) и открытых источников водоснабжения (водохранилища на канале им. Москвы), требующих проведения планировочных, градостроительных и технических мероприятий по организации зон санитарной охраны.

Коммуникационные системы накладывают значительные планировочные ограничения на размещение объектов строительства, требуют соблюдения санитарно-гигиенических и пожаровзрывобезопасных разрывов.

Для целей устойчивого градостроительного развития Московской области особое значение имеют крупные транспортные и коммуникационные системы и их элементы, такие как пересечение скоростных автотрасс, крупные станции, аэропорты, центры грузоперевалки, речные порты. Их влияние распространяется за пределы непосредственно примыкающей территории, охватывая весь регион.

Основой транспортно-коммуникационного каркаса является система магистральных федеральных и территориальных автомобильных дорог.

Первоочередная задача формирования транспортно-коммуникационного каркаса - сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Одновременно необходимо резервирование коридоров для строительства в перспективе направлений, обеспечивающих интеграцию транспортной сети Московской области в транспортную сеть Европейской части России и соответственно Европы.

Центральная кольцевая автомобильная дорога - это инструмент спасения головных участков федеральных дорог от транспортных пробок. Без ЦКАД очень скоро автомобильное движение в центре области будет парализовано.

Создание ЦКАД, по сути новой дороги, может вестись "не с нуля", а опираясь на существующие Малое и Большое Московские кольца. Идея сооружения современной кольцевой автодороги на территории области не нова. При этом в основу такой дороги обычно закладывалась трасса существующей "малой бетонки", которая первоначально имела так называемое специальное назначение и прокладывалась без учета интересов народно-хозяйственного комплекса.

Формирование кольцевого обхода Москвы в полосах отчуждения существующих дорог позволяет значительно снизить экологический ущерб от строительства новых дорог, затраты на выкуп земельных участков и инженерные изыскания.

По территории области предусмотрено прохождение двух международных трансевропейских коридоров: N 2 "Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург", N 9 "Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - юг России".

Создание Центральной кольцевой автомобильной дороги обеспечивает формирование этих коридоров, а также дополнительного маршрута "Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород".