Московская область обладает значительным потенциалом устойчивого социально-экономического и градостроительного развития. Огромный интеллектуальный потенциал, фундаментальная и прикладная наука, конкурентоспособные технологии, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы, основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры - все эти факторы создают предпосылки для экономического и социального обновления региона.
Правительством Московской области поддержаны Основополагающие принципы устойчивого развития на Европейском континенте, которые были приняты Комитетом министров Совета Европы.
Среди принципов устойчивого развития выделяются:
1. Обеспечение территориального согласия посредством более сбалансированного социального и экономического развития регионов и повышения их конкурентоспособности.
2. Поощрение развития, генерируемого городскими функциями, и совершенствование взаимоотношений города и деревни.
3. Создание более сбалансированных условий транспортной доступности.
4. Развитие доступа к информации и знаниям.
5. Сокращение ущерба, наносимого окружающей среде.
6. Приумножение и защита природных ресурсов и природного наследия.
7. Приумножение культурного наследия как фактора развития.
8. Развитие безопасной добычи энергоресурсов.
9. Поощрение высококачественного туризма.
10. Ограничение последствий природных катастроф.
Аналогичные принципы использованы при разработке в 1986-1992 годах Генерального плана развития Московской области на период до 2010 года, основными положениями которого предусматривались:
- увеличение численности населения к расчетному сроку (к 2010 году) в размере 0,3-0,4 млн. человек (3% за 15 лет);
- старение населения области за счет увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста до 22,7-24,1% и снижение детских возрастов до 17,6-20,3%;
- стабилизация численности занятых в экономике области при перераспределении трудовых ресурсов области, занятых в сфере материального производства, в сферу социального обслуживания, слабо развитую даже по меркам десятилетней давности;
- осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сфере материального производства за счет опережающего развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей, в первую очередь машиностроения;
- ограничение, а в острых случаях и свертывание промышленных производств, не отвечающих профилю столичного региона;
- совершенствование территориальной структуры промышленности в интересах создания более комфортных условий для проживающего на ее территории населения;
- осуществление экологически ориентированной реконструкции, т.е. перепрофилирование или вывод за пределы региона и, в первую очередь, из ареалов повышенной концентрации населения производств, оказывающих разрушающее воздействие на окружающую среду, которое невозможно нейтрализовать путем использования принятых методов очистки;
- наращивание объемов жилищного фонда за счет нового строительства, реконструкции и капитального ремонта существующего жилищного фонда;
- последовательное повышение жилищной обеспеченности населения;
- увеличение доли малоэтажного жилищного строительства с преобладанием домов усадебного типа и сокращение доли многоэтажного жилищного строительства;
- развитие культурно-бытового строительства в объемах, обеспечивающих нормативные уровни обслуживания (была разработана гибкая система "скользящих" по срокам проектирования нормативов), и локализация этих объемов в определенных центрах обслуживания с формированием иерархически соподчиненной системы центров межселенного обслуживания (5-ранговая система).
Комплексный анализ реализации разработанных в 1986-1992 годах Основных направлений Генерального плана развития Московской области на период до 2010 года, проведенный в 1997 году и 2001-2002 годах в ГУП Московской области НИиПИ градостроительства, показал, что реализация предыдущего Генерального плана развития Московской области, разработанного в 1986-1992 годах, в целом соответствует заложенным проектным решениям.
Проведенный анализ свидетельствует, что социально-демографические процессы Московской области отошли от ряда положений Генерального плана.
После 1991 года, вопреки прогнозу, население области сокращается. По состоянию на 01.01.2001 численность постоянного населения составила 6435,8 тыс. чел., что меньше прогнозных показателей Генплана на 439,2 тыс.чел. (421,4 тыс.чел. - городское население, 17,8 тыс.чел. - сельское).