____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 ноября 2006 года на основании
Закона Московской области от 26 октября 2006 года N 191/2006-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными
Законом Московской области от 04.12.03 N 158/2003-ОЗ,
Закон Московской области от 17.01.05 N 12/2005-ОЗ
____________________________________________________________________________________________________________
Статья 1. Предмет регулирования Закона
1. Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, Устава Московской области, законов Московской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов Московской областной Думы (далее - выборы депутатов).
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 2. Основные принципы проведения выборов депутатов
1. Избиратели участвуют в выборах депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие избирателей в выборах депутатов является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также на их свободное волеизъявление.
3. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов депутатов осуществляется открыто и гласно.
Статья 3. Выборы депутатов
1. Количество избираемых депутатов устанавливается Уставом Московской области.
2. Половина от установленного числа депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Средняя норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Московской области и зарегистрированных в Московской области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число одномандатных избирательных округов.
Другая половина от установленного числа депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Статья 4. Избирательные права граждан на выборах депутатов
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено на территории Московской области, вправе избирать депутатов по единому избирательному округу.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено на территории соответствующего избирательного округа, вправе избирать депутатов по одномандатному избирательному округу.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном федеральными законами и настоящим Законом.
4. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
5. Не имеет права избирать депутатов и быть избранным депутатом, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов, если голосование на выборах депутатов состоится до истечения установленного судом срока.
Статья 5. Назначение выборов депутатов
1. Проведение выборов депутатов в сроки, установленные Уставом Московской области и настоящим Законом, является обязательным.
2. Выборы депутатов нового созыва назначаются постановлением Московской областной Думы. Постановление Московской областной Думы о назначении выборов депутатов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов является первое воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана Московской областная Дума предыдущего созыва. Срок, на который избирается Московская областная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Московской областной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Постановление о назначении выборов депутатов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. Если Московская областная Дума не назначит выборы депутатов в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, выборы депутатов назначаются и проводятся Избирательной комиссией Московской области в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Московской областной Думы предыдущего созыва. Решение Избирательной комиссии Московской области о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования постановления Московской областной Думы о назначении выборов.
4. При досрочном прекращении полномочий Московской областной Думы в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, Уставом Московской области, досрочные выборы депутатов нового созыва назначает Избирательная комиссия Московской области не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекает 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий Московской областной Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи. Решение Избирательной комиссии Московской области о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
5. В случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Законом, сокращаются на четверть.
6. Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье. При назначении выборов в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, выборы назначаются на предыдущее воскресенье.
Статья 6. Право выдвижения кандидатов в депутаты
1. Кандидаты в депутаты (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе списков кандидатов.
2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, имеющей в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, региональным отделением политической партии в Московской области (далее - избирательные объединения), избирательным блоком.
3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательными объединениями, избирательными блоками.
Статья 7. Принципы деятельности избирательных комиссий при
подготовке и проведении выборов депутатов
1. Подготовка и проведение выборов депутатов, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Московской области.
2. При подготовке и проведении выборов депутатов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
3. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
4. При подготовке и проведении выборов депутатов избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему в целях информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов депутатов, а также в целях поиска, сбора, пополнения, обработки, передачи и хранения информации, используемой при подготовке и проведении выборов депутатов, информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, осуществляемой ими в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Московской области.
Статья 8. Право на предвыборную агитацию
1. Граждане Российской Федерации, избирательные объединения, иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами.
2. Органы государственной власти Московской области, иные государственные органы обеспечивают гражданам Российской Федерации, избирательным объединениям, иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Московской области.
3. Зарегистрированным кандидатам, а также избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим списки кандидатов, гарантируются равные условия для проведения предвыборной агитации.
Статья 9. Финансирование выборов депутатов
1. Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов осуществляются за счет средств областного бюджета.
2. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.
Статья 10. Гласность при подготовке и проведении выборов депутатов
1. Подготовка и проведение выборов депутатов осуществляется открыто и гласно.
2. Нормативные акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов, публикуются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях. Другие решения указанных органов, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.
Статья 11. Недопустимость участия в избирательных кампаниях
иностранных граждан, лиц без гражданства и
иностранных юридических лиц
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные общественные движения, международные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов.
1. Для проведения выборов депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Московской области образуются одномандатные избирательные округа в количестве, соответствующем количеству избираемых по этим округам депутатов. Одномандатные избирательные округа образуются на основании представленных в Избирательную комиссию Московской области Правительством Московской области данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Закона.
2. Одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований:
1) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов;
2) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
3. При соблюдении требований к образованию одномандатных избирательных округов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство Московской области, границы муниципальных образований.
4. Избирательная комиссия Московской области на основании имеющихся данных о численности избирателей, полученных в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, разрабатывает и не позднее чем за 160 дней до дня истечения срока, на который была избрана Московская областная Дума действующего созыва, представляет на рассмотрение Московской областной Думы схему одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме одномандатных избирательных округов должны быть указаны:
1) название каждого одномандатного избирательного округа и его номер;
2) перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов городского, районного, районного в городе либо иных населенных пунктов соответствующего уровня. Если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в указанной схеме должны быть обозначены границы этой части административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта;
3) место нахождения каждой окружной избирательной комиссии;
4) число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе, а также число избирателей, зарегистрированных в каждой административно-территориальной единице, или каждом муниципальном образовании, или каждом населенном пункте (или их части), входящих в состав каждого одномандатного избирательного округа.
5. При образовании одномандатных избирательных округов и определении их схемы может использоваться государственная автоматизированная информационная система.
6. Схема одномандатных избирательных округов утверждается постановлением Московской областной Думы, которое должно быть принято не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. При этом Московская областная Дума до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Опубликование схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется Московской областной Думой не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
7. В случае если постановление Московской областной Думы, указанное в пункте 6 настоящей статьи, включая схему одномандатных избирательных округов, не опубликовано в срок, установленный пунктом 6 настоящей статьи, либо в случае досрочного прекращения полномочий Московской областной Думы, Избирательная комиссия Московской области принимает одно из следующих решений:
1) о проведении выборов депутатов нового созыва по схеме одномандатных избирательных округов, которая была использована при выборах Московской областной Думы предыдущего созыва (далее - прежняя схема округов), если эта схема соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи. В этом случае прежняя схема округов публикуется Избирательной комиссией Московской области не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, а в случае досрочных выборов - не позднее чем за 75 дней до дня голосования;
2) о проведении выборов депутатов по одномандатным избирательным округам, схема которых определяется, утверждается и публикуется Избирательной комиссией Московской области не позднее чем через 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, а в случае досрочных выборов - не позднее чем за 75 дней до дня голосования, если прежняя схема округов не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, Избирательная комиссия Московской области при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 2 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения повлекли за собой необходимость изменения границ иных округов в прежней схеме округов, Избирательная комиссия Московской области вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.
Статья 13. Единый избирательный округ
Единый избирательный округ, по которому избираются депутаты пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, включает в себя всю территорию Московской области.