(с изменениями на 8 декабря 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 марта 2005 года на основании
Закона Московской области от 10 марта 2005 года N 88/2005-ОЗ
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными
Законом Московской области от 14.12.01 N 229/2001-ОЗ,
Законом Московской области от 06.02.04 N 24/2004-ОЗ,
Законом Московской области от 08.12.04 N 166/2004-ОЗ
_______________________________________________________________________________________________________
Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах и другим федеральным законодательством, Уставом Московской области и другими нормативными правовыми актами Московской области и ставит своей целью регулирование комплекса отношений, возникающих на территории Московской области в процессе пользования недрами для их геологического изучения, добычи полезных ископаемых, включая подземные воды, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, строительства подземных сооружений различного назначения.
Закон направлен на создание условий для рационального недропользования с учетом интересов жителей Московской области и г. Москвы, а также охраны недр и окружающей природной среды.
В настоящем Законе используются следующие термины и определения:
- недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;
- участок недр - геометризованный блок недр, имеющий установленные объемные границы;
- горный отвод - участок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов. Границы горного отвода имеют инструментальную привязку и определяются в соответствии с требованиями и условиями, установленными законодательством;
- пользователь недр, получивший участок недр со статусом горного отвода, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен;
- геологический отвод - участок недр, предоставляемый для геологического изучения недр без существенного нарушения целостности недр. Геологический отвод может не иметь ограничения по глубине.
Пользователь недр, получивший участок недр со статусом геологического отвода, имеет преимущественное право на проведение оговоренного в лицензии вида работ, связанных с геологическим изучением недр. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр;
- лицензия на пользование недрами - документ (государственное разрешение), удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор (лицензионное соглашение), устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами, и являющийся неотъемлемой составной частью лицензии;
- лицензия на вид деятельности, связанной с пользованием недрами, является официальным документом установленного образца, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления;
- общераспространенные полезные ископаемые - широко распространенные в данном регионе полезные ископаемые, используемые для производства строительных материалов, строительства дорог и других целей (кирпичные глины, строительный песок, бутовый камень и др.);
- пользователь недр - юридическое лицо или гражданин, получившие право на пользование недрами и осуществляющие реализацию этого права;
- государственная геологическая экспертиза - проводится на любой стадии геологического изучения месторождений полезных ископаемых в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование. Государственной геологической экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений;
- государственная экологическая экспертиза направлена на оценку воздействия при пользовании недрами на окружающую природную среду и регламентируется Федеральным законом "Об охране окружающей природной среды".
Статья 2. Законодательство Московской области о недрах и недропользовании
1. Законодательство Московской области о недрах и недропользовании основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, Уставе Московской области, настоящем Законе и иных связанных с ними нормативных правовых актах в сфере природопользования.
2. Отношения недропользования, возникшие до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Закону. Отношения недропользования, возникшие после введения в действие настоящего Закона, осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
3. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, поверхностных вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, памятников истории и культуры, возникающие при пользовании недрами на территории Московской области, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Статья 3. Правовое регулирование отношений недропользования
1. Правовое регулирование отношений недропользования основывается на Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на территории Московской области относятся к совместной компетенции Российской Федерации и Московской области.
2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и Московской области в сфере регулирования отношений недропользования осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Московской области.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти и управления Московской области в соответствии с заключаемыми договорами могут взаимно делегировать предметы ведения и полномочия в области регулирования отношений недропользования, за исключением полномочий, относящихся к исключительной компетенции одной из сторон.
4. Органы местного самоуправления Московской области осуществляют регулирование отношений недропользования в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 4. Принципы недропользования
Пользование недрами на территории Московской области осуществляется на принципах:
- государственной собственности на недра;
- совместного владения, пользования и распоряжения недрами Российской Федерации и Московской области;
- платного пользования недрами за исключением случаев, установленных законодательством;
- разрешительного порядка предоставления прав пользования недрами;
- соблюдения интересов недропользователей, жителей Московской области, Москвы, граничащих и близлежащих областей;
- рационального и комплексного использования ресурсов недр, охраны окружающей природной среды, восстановления в процессе пользования недрами нарушенного экологического равновесия.
1. Недра в границах территории Московской области, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, в том числе подземные воды, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
2. Недра не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
3. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии на пользование недрами могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Московской области, муниципальной собственности и собственности юридических и физических лиц, являющихся пользователями недр.
Статья 6. Государственный фонд недр на территории Московской области
1. Государственный фонд недр на территории Московской области составляют используемые участки недр, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые участки недр в пределах территории Московской области.
2. Деление недр между Московской областью и граничащими с ней субъектами Российской Федерации осуществляется по административной границе области и ее вертикальной проекции.
Статья 7. Участки недр федерального, регионального и местного значения
1. Участки недр государственного фонда недр в Московской области могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
2. Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, включая использование недр для строительства подземных сооружений и добычи подземных вод, отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус участков недр федерального значения.
3. Для обеспечения потребностей Московской области и других субъектов Российской Федерации в минеральном сырье, размещения подземных сооружений различного назначения, а также обеспечения потребностей отдельных городов и районов подземными водами участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, получают статус участков недр регионального значения.
4. Для обеспечения потребностей отдельных районов и городов Московской области, отдельных предприятий и населенных пунктов в местном минеральном сырье и подземных водах, строительстве подземных сооружений местного значения участки недр, в том числе содержащие месторождения общераспространенных и иных полезных ископаемых, получают статус участков недр местного значения.
Перечень участков недр, имеющих местное значение, устанавливается совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр и Правительством Московской области. (в ред. Закона Московской области от 14.12.2001 N 229/2001-ОЗ)
5. До выделения в установленном федеральным законодательством порядке участков недр федерального значения участки недр Московской области имеют статус участков недр регионального значения, за исключением участков недр, отнесенных к участкам местного значения.
6. Владение, пользование и распоряжение участками недр федерального и регионального значения осуществляются путем принятия совместных решений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Московской области.
7. Порядок пользования участками недр федерального значения устанавливается федеральным законодательством.
Порядок пользования участками недр регионального значения устанавливается федеральным законодательством и настоящим Законом.
Порядок пользования участками недр местного значения устанавливается настоящим Законом.
Статья 8. Исключена. - Закон Московской области от 14.12.2001 N 229/2001-ОЗ)
(нумерация статьи в ред. Закона Московской области от 14.12.2001 N 229/2001-ОЗ)
Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования определяется Законом Российской Федерации "О недрах" и иным федеральным законодательством.
Статья 9. Совместная компетенция органов государственной власти Российской Федерации
и органов государственной власти Московской области в сфере
регулирования отношений недропользования
(нумерация статьи в ред. Закона Московской области от 14.12.2001 N 229/2001-ОЗ)
В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" к совместной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Московской области в сфере регулирования отношений недропользования на территории Московской области относятся:
1) правовое регулирование отношений недропользования;
2) разработка и реализация государственных федеральной и территориальной программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Московской области;
3) распоряжение государственным фондом недр на территории Московской области, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
4) определение перечня общераспространенных и иных полезных ископаемых, имеющих местное значение, выделение участков недр федерального, регионального и местного значения;
5) создание и ведение территориальных фондов геологической информации в рамках единой системы федерального и территориальных фондов;
6) определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами;
7) государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр;
8) определение порядка составления территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, включая кадастр подземных вод, и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) установление порядка пользования недрами с целью сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статья 10. Компетенция органов государственной власти Московской области в сфере регулирования отношений недропользования
(нумерация статьи в ред. Закона Московской области от 14.12.2001 N 229/2001-ОЗ)
К компетенции органов государственной власти Московской области в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Московской области о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально - сырьевой базы;
4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджета областного и соответствующих местных бюджетов;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;