ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

от 31 марта 1999 года N 15/99-ОЗ

О социальном партнерстве в Московской области

(с изменениями на 21 июня 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Московской области от 3 декабря 1999 года N 83/99-ОЗ (Вестник Московской областной Думы, N 1, январь 2000 года);
     Законом Московской области от 16 мая 2002 года N 40/2002-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 101, 05.06.2002);
     Законом Московской области от 7 декабря 2004 года N 168/2004-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 242, 22.12.2004);        

Законом Московской области от 15 июля 2005 года N 180/2005-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 136, 23.07.2005);

Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 224, 01.12.2007);

Законом Московской области от 3 декабря 2009 года N 145/2009-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 237, 12.12.2009);

Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области, www.mosreg.ru, 26.12.2013);

Законом Московской области от 11 апреля 2016 года N 25/2016-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 12.04.2016);

Законом Московской области от 24 мая 2019 года N 88/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 28.05.2019);

Законом Московской области от 21 июня 2024 года N 97/2024-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.06.2024).      

____________________________________________________________________


Принят решением
Московской областной Думы
от 17 марта 1999 года N 18/48

Настоящий закон устанавливает правовую основу договорного регулирования социально-трудовых отношений, развития и функционирования социального партнерства в сфере труда в Московской области (далее - социальное партнерство) (абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

Действие Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления Московской области. (в ред. Закона Московской области от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

     

Статья 1. Основные понятия


Основные понятия, используемые для целей настоящего Закона:

- социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления в Московской области, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними экономических и иных отношений (абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);

- абзац исключен с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию;     

- работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

- работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), осуществляющее деятельность на территории Московской области, вступившее в трудовые отношения с работником;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

- объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2016 года Законом Московской области от 11 апреля 2016 года N 25/2016-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

- организация - юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании учредительных документов и использующее в своей деятельности труд наемных работников;

- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и иные, связанные с трудовыми, отношения в организации, филиале, представительстве и ином обособленном структурном подразделении или у индивидуального предпринимателя, и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);

- соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения, заключаемый между полномочными представителями работников, работодателей, органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления на уровне Московской области, муниципального образования, отрасли и ином уровне социального партнерства (абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);

- уведомительная регистрация коллективных договоров, соглашений - регистрация коллективных договоров и соглашений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

- социально-трудовые отношения - совокупность отношений между работниками и работодателями в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (в ред. Закона Московской области от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ);

- минимальные социально-трудовые нормативы в Московской области (далее - минимальные социально-трудовые нормативы) - единые на всей территории Московской области минимальные показатели оплаты труда, безопасных условий труда, охраны труда работников и иных условий социально-трудовой сферы (абзац дополнительно включен с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ).

     

Статья 2. Стороны социального партнерства


Сторонами социального партнерства в Московской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области в лице их представителей.

1. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений (областные, отраслевые, территориальные), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные представители, избираемые на общем собрании (конференции) работников и уполномоченные им в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. (в ред. Закона Московской области от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

2. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные лица в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, индивидуальные предприниматели, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные этими органами лица. Представителями работодателей государственных организаций Московской области, муниципальных организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, являются соответствующие органы исполнительной власти Московской области, органы местного самоуправления.

(Часть в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Представители органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Московской области - руководители этих органов или другие уполномоченные ими лица.

4. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной государственной власти Московской области или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (часть дополнена с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

     

Статья 3. Задачи социального партнерства


Задачами социального партнерства в Московской области являются:

- реализация социально-трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области; (в ред. Закона Московской области от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- развитие договорного регулирования социально-трудовых вопросов, включая установление в соглашениях минимальных социально-трудовых нормативов, в том числе минимальной заработной платы в Московской области (абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Законом Московской области от 23 ноября 2007 года N 203/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);

- содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых отношений;

- укрепление и развитие социально-трудовых отношений на демократических принципах;

- создание условий для обеспечения занятости населения Московской области и развития рынка труда.

     

Статья 4. Основные принципы социального партнерства


Основными принципами социального партнерства в Московской области являются:

- равноправие, уважение и учет интересов Сторон;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

- полномочность представителей Сторон;

- паритетность Сторон;

- заинтересованность Сторон в участии в договорных отношениях и добровольность принятия Сторонами обязательств на основе взаимного согласования;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

- свобода выбора в обсуждении вопросов, входящих в сферу труда Московской области, социальная и экономическая обоснованность принимаемых решений и обязательств, реальность их обеспечения Сторонами;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

- взаимный контроль и открытость перед партнерами;

- ответственность Сторон за невыполнение обязательств, решений, соглашений, договоров; (в ред. Закона Московской области от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

- достоверность и регулярность информации по вопросам деятельности Сторон;

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(Абзац дополнительно включен с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ)

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

(Абзац дополнительно включен с 27 декабря 2013 года Законом Московской области от 25 декабря 2013 года N 165/2013-ОЗ)

     

Статья 5. Основные формы осуществления социального партнерства


Основными формами осуществления социального партнерства в Московской области являются:

- переговоры и консультации;

- разработка, принятие и реализация совместных решений;

- заключение коллективных договоров, соглашений;

- взаимное информирование Сторон о выполнении принятых обязательств;

- другие формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. (в ред. Закона Московской области от 16.05.2002 N 40/2002-ОЗ)

     

Статья 6. Органы социального партнерства

     

1. Социальное партнерство в Московской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Московской области.

2. На уровне Московской области постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Московская областная трехсторонняя комиссия), областные отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областные отраслевые (межотраслевые) комиссии).

(Часть в редакции, введенной в действие Законом Московской области от 21 июня 2024 года N 97/2024-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальные комиссии), отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии) (часть в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2009 года Законом Московской области от 3 декабря 2009 года N 145/2009-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

4. На уровне организации органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия по подготовке и заключению коллективного договора.

5. Стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности могут формировать иные органы, способствующие развитию социально-трудовых отношений в Московской области.

     

Статья 7. Московская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

     

1. Московская областная трехсторонняя комиссия формируется областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей, Правительством Московской области и действует на принципах добровольности, паритетности и полномочности представителей, равноправия и ответственности сторон.

2. Московская областная трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, Законом Московской области "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и иными нормативными правовыми актами Московской области. (п.2 в ред. Закона Московской области от 03.12.99 N 83/99-ОЗ)

3. Основными полномочиями Московской областной трехсторонней комиссии являются:

- подготовка проектов и заключение Московского областного трехстороннего (регионального) соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области;

- распространение информации о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации;

- уведомление работодателей, не являющихся членами объединений работодателей, ведущих коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров и предложение им формы возможного участия в них;

- содействие заключению областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, отраслевых (межотраслевых) территориальных и иных соглашений, коллективных договоров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»