За последние годы внесены значительные изменения в федеральную правовую базу по вопросам ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, существенно изменившие систему приоритетов в этой области.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 10.01.2000 N 24, провозглашает важнейшими составляющими национальных интересов России защиту личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. К числу приоритетных направлений деятельности государства относится предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды и минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий.
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 4 декабря 2003 года утверждены "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности России на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Они определяют цель, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, а также направления программно-целевого планирования и управления ею.
Целью государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности определено последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии и снижение до допустимых норм воздействия природных источников ионизирующего излучения.
Основные принципы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности предусматривают возможность передачи в установленном порядке не имеющих военного и двойного назначения радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и собственность юридических лиц, а также разделение функций между органами государственного надзора и контроля за ядерной и радиационной безопасностью, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В задачи государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности входит обеспечение развития государственной системы ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь в части, касающейся совершенствования ее структуры и уточнения задач, обеспечения иерархической подчиненности и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:
разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;
организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;
участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.11 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования атомной энергии входит:
осуществление полномочий собственников на радиационные источники и радиоактивные вещества, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
установление порядка и организация с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан обсуждения вопросов использования атомной энергии;
принятие решений о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
принятие участия в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы;
осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на подведомственных им территориях, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энергии;
осуществление учета и контроля радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ;
организация обеспечения физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
выполнение иных функций в области использования атомной энергии в пределах имеющихся полномочий.
Специфика Московской области как научно-производственного региона с развитой промышленностью, природными особенностями (геолого-геофизическими и гидрогеологическими свойствами местности) и расположением на ее территории столичного мегаполиса обуславливает проблемы обеспечения радиационной безопасности области.
Техногенные источники ионизирующего излучения формируют около 20% коллективной дозы облучения населения Московской области, которая занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по количеству радиационно- и ядерно-опасных объектов, радионуклидных и генерирующих источников на единицу площади - на территории области расположено 8 федеральных объектов, внесенных в перечень объектов повышенной опасности, 116 предприятий, использующих в своем производстве радиоактивные источники и вещества, а также наличие в соседних областях - Тверской и Смоленской, атомных электростанций (далее - АЭС).
"Моральное" и техническое старение радиационной и защитной техники, отсутствие технической экспертизы надежности, старение и текучесть квалифицированных кадров, отсутствие системы обеспечения сохранности источников ионизирующего излучения при реорганизации и ликвидации предприятий, количество источников ионизирующего излучения, имеющих истекшие сроки годности, в Московской области достигает 91%. Вышеуказанные факторы приводят к необоснованному облучению населения и персонала предприятий и учреждений, работающих с источниками ионизирующего излучения.
Облучение населения от техногенных источников ионизирующего излучения происходит также за счет не полностью ликвидированных последствий радиационных аварий на промышленных объектах (ОАО "Подольский завод цветных металлов", ОАО "Мосрентген", полигон твердых бытовых и производственных отходов "Щербинка") и радиационных аномалий (более 200 радиационных аномалий с загрязнением цезием, кобальтом, радием - 226, выявленных аэро - и авто - гаммаспектрометрической съемкой на территории области), а также за счет бесхозяйных источников ионизирующего излучения, образующихся из-за отсутствия системы обеспечения сохранности источников ионизирующего излучения при реорганизации, перерегистрации и ликвидации предприятий.