Недействующий

Об областной целевой программе "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года" (с изменениями на 11 ноября 2005 года) (утратил силу с 01.01.2009 на основании Закона Московской области от 17.07.2008 N 113/2008-ОЗ)

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения


Важнейшими особенностями Московской области, в значительной степени определяющими направления и пропорции ее развития, являются ее центральное расположение в Российской Федерации и тесная взаимосвязь со столицей Российской Федерации год Москвой, проявляющаяся через общность интересов столичного региона, социально-производственной и транспортной инфраструктуры, научно-производственных связей, проблем рационального природопользования и охраны природы, формирования и использования трудовых, водных ресурсов и других факторов развития.

Высокий научно-технический и производственный потенциал, сформировавшаяся сложная система расселения и структура поселений, исключительные природные, историко-культурные ценности и сложные экологические условия Московской области требуют комплексного решения возникающих проблем на уровне Генерального плана развития Московской области (далее - Генеральный план).

Генеральный план развития Московской области является комплектом нормативных правовых актов Московской области и документов территориального планирования Московской области, определяющих в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации стратегию органов государственной власти Московской области в сфере градостроительства, направленную на реализацию политики социального и экономического развития Московской области, сохранение памятников истории и культуры, улучшение состояния окружающей среды.

(абзац включен Законом Московской области от 22.07.2005 N 194/2005-ОЗ)

Ныне действующий Генеральный план Московской области разрабатывался до того, как в Российской Федерации наметились изменения в экономической и политической жизни государства. В связи с этим в решениях Генерального плана не учитываются важнейшие факторы, среди которых появление новых форм собственности, появление многоукладного землепользования, обретение землей свойств товара, возникновение рыночной стоимости на городские земельные участки, наличие новых источников финансирования капитального строительства, имущественное расслоение общества.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все районы (39), все города (75), все поселки (112), сельские округа (около 400), сельские поселения (более 6000). После 1991 год работа над генеральными планами городских и сельских поселений была сведена до минимума. Выполненные генеральные планы (20 проектов) - это только незначительная часть необходимого объема работ.

Отсутствие в Московской области градостроительной документации по районам, городским (города и поселки) и сельским (села, деревни) поселениям, сельским округам приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным социально-экономическим и правовым условиям.

Отсутствие комплексного освоения и застройки территорий муниципальных образований Московской области, городских и сельских поселений приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в Московской области.

Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Критическое положение усугубляется не только отсутствием финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также решении земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития Московской области.

В сложившихся условиях представляется необходимым осуществить одновременные действия по:

1. Становлению стратегического планирования развития Московской области на основе взаимодействия социально-экономического прогнозирования, программно-целевого и градостроительного планирования развития территории.

2. Созданию стратегических градостроительных документов и градостроительных регламентов развития территорий.

Осуществление этих действий требует координации деятельности органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования, градостроительного развития, земельных отношений и инвестиционной политики, что возможно только программными методами в рамках областной целевой программы "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года".