ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Общая часть
1. Предисловие
Программа развития топливозаправочного комплекса Московской области (далее - Программа) разработана на основании постановления Губернатора Московской области от 01.08.2000 N 266-ПГ и в соответствии с заданием Министерства жилищно - коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области.
Необходимость разработки Программы диктуется потребностью в надежном обеспечении автотранспорта и населения различными, в том числе альтернативными, видами моторного и бытового топлива и в значительной степени необходимостью улучшения экологической ситуации в Московской области.
Основные задачи Программы
На основе анализа ранее принятых программ определить перспективную до 2010 года потребность Московской области в различных видах моторного топлива и объектах топливозаправочного комплекса, разработать концепцию развития элементов топливозаправочного комплекса и перечень организационных и технических мероприятий, направленных на реализацию настоящей Программы. В рамках Программы, кроме того, ставилась задача разработать типы, классификацию и схему размещения автозаправочных комплексов, уточнить градостроительные требования к их размещению и проектированию, провести экспертную оценку изменения экологической ситуации в Московской области в результате перевода части автотранспорта на альтернативные виды топлива.
В настоящей Программе проведен анализ реализации ряда проектов по развитию топливозаправочного комплекса Московской области, выполненных ГУП НИиПИ градостроительства в разные годы и одобренных Правительством Московской области:
- Программа развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральной сети автомобильных дорог Московской области, 1996 год (постановление Правительства Московской области и Федеральной автомобильно - дорожной службы России от 13.05.96 N 25/11-1/76);
- Схема развития инфраструктуры дорожного сервиса на территориальной сети дорог Московской области, 1997 год;
- Схема развития складского хозяйства нефтепродуктов на территории Московской области, 1997 год;
- Схема размещения наливных пунктов, совмещенных с АЗС, на Московском кольцевом нефтепродуктопроводе, 1997 год;
- Схема размещения автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) на территории Московской области, 1996 год.
Разработка Программы производилась в соответствии со Схемой развития сети радиальных и кольцевых автомобильных дорог в пределах 50-километровой зоны вокруг г. Москвы, разработанной ГУП НИиПИ градостроительства в 2000 г. и одобренной Правительством Московской области, Основными направлениями градостроительного развития территории районов центральной части Московской области и "Схемой размещения коллективных садов на территории Московской области" и другими работами института.
В разработке Программы принимали участие:
ЗАО "Гипроавтотранс", ООО "ВНИИГАЗ", АООТ "МосгазНиипроект, 25 ГосНИИ МО РФ, МГУ им. Ломоносова, ГУП "Мострансавто", ООО "ЭКО - Центр", ГУП "Мособлгаз", НПО "Комплекс-1", ЗАО "Межгосударственная нефтяная компания "СоюзНефтеГаз".
Авторский коллектив: Климова С.П., Джура Н.И., Каштанова Т.А., Королев А.В., Гладунцов А.И., Данилычев И.И., Горбунов Г.Б., Горшков В.Н., Сковородкин Р.И., Полозова Л.М., Белоусенко В.А., Чириков К.Ю., Якименкова Л.В., Якименков B.C., Чечкенев И.В., Петросян B.C., Воронин В.В., Кондаков В.П., Родионов Ю.Ф., Ровнер Г.М., Мкртычян Я.С., Чепелевский Б.В. и др.
2. Введение
Московский регион (г. Москва и Московская область) входит в число 20 крупнейших метрополий мира, является самым большим по численности населения в Российской Федерации. В регионе постоянно проживает 15,2 млн. человек (10,3% всего населения России). Здесь сосредоточено 10% промышленного потенциала, 17% автомобильного парка России, перерабатывается 60% всех поступающих в страну грузов. На территории области расположено 74 города и свыше 6 тыс. иных населенных пунктов.
Московский регион, являясь одним из наиболее развитых в мире, сосредоточил в себе практически все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный.
Транспортный узел Московской области является крупнейшим в России. Железнодорожная сеть имеет 11 радиальных магистралей и два железнодорожных кольца (протяженность сети - 2,5 тыс. км). Автодорожная сеть имеет 18 автодорог федерального значения, а также разветвленную сеть территориальных дорог. Общая протяженность сети федеральных и территориальных автодорог составляет около 15,0 тыс. км. На территории области расположены три аэропорта, имеющих международное значение, и два речных порта.
Автомобильный парк региона составляет 3,3 млн. автомобилей.
За последние годы в регионе в 1,5 раза (до 300 тыс. тонн) увеличилась доля международных и междугородных автомобильных перевозок (10% от всего объема перевозок).
Отличительной особенностью Московской области являются большие миграционные потоки и сезонное население, достигающее 5,0 млн. человек в летний период.
Рост автомобильного парка (за последние годы в 2 раза) и автотранспортных перевозок, увеличение подвижности населения привели к значительным нагрузкам на автодорожную сеть.
Перечисленные выше факторы повлекли за собой резкие количественные изменения в составе топливозаправочного комплекса. Так, с 1995 по 2000 годы количество автозаправочных станций и комплексов увеличилось более чем в четыре раза.
Ежегодно автомобильный транспорт региона выбрасывает в атмосферу 2,5 млн. тонн оксидов углерода и азота. На долю автомобильного транспорта приходится 64% загрязнений атмосферного воздуха оксидами углерода и 33% загрязнений оксидами азота.