МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 6 ноября 2001 года N 170/2001-ОЗ
Об охране труда в Московской области
(с изменениями на 13 октября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 31 октября 2002 года N 115/2002-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 217, 20.11.2002);
Законом Московской области от 14 октября 2003 года N 120/2003-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 205, 01.11.2003);
Законом Московской области от 15 декабря 2004 года N 172/2004-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 247, 29.12.2004);
Законом Московской области от 13 октября 2005 года N 216/2005-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 201, 22.10.2005);
Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 185, 06.10.2007);
Законом Московской области от 27 декабря 2008 года N 237/2008-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 285, 30.12.2008);
Законом Московской области от 28 января 2010 года N 3/2010-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 20, 06.02.2010);
Законом Московской области от 27 июля 2013 года N 103/2013-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 146, 12.08.2013);
Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области, www.mosreg.ru, 31.12.2013);
Законом Московской области от 31 мая 2014 года N 60/2014-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 04.06.2014);
Законом Московской области от 20 марта 2019 года N 30/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.03.2019);
Законом Московской области от 26 июня 2019 года N 122/2019-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 28.06.2019);
Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.04.2022, N 5000202204060002);
Законом Московской области от 13 октября 2023 года N 176/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 17.10.2023).
____________________________________________________________________
Принят
решением
Московской областной Думы
от 17 октября 2001 года N 20/148
Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственного управления охраной труда на территории Московской области в целях обеспечения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, а также на установление правовых основ регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
Действие настоящего Закона распространяется на:
1) граждан, состоящих с работодателями в трудовых отношениях (работников), и лиц, получающих образование в соответствии с ученическим договором и ищущих работу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) работодателей, в том числе:
организации всех организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области (далее - организации);
органы государственной власти Московской области;
государственные органы Московской области, созданные для реализации отдельных функций государственного управления в Московской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) Московской области;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд;
граждан, заключающих трудовые договоры с работниками;
3) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности в Московской области, основанной на их личном трудовом участии;
4) обучающихся, проходящих производственную практику;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Законом Московской области от 30 декабря 2013 года N 171/2013-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
5) военнослужащих, направляемых на работу в организации;
6) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях;
7) иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
Действие настоящего Закона не распространяется на следующих лиц (если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей) (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ);
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор) (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ);
другие лица, если это установлено федеральным законом (абзац дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).
1. Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах Российской Федерации и в нормативных правовых актах Московской области, устанавливают правила, процедуры, критерии и нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности (пункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
2. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (пункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
3. Нормативные правовые акты Московской области, содержащие требования охраны труда, разрабатываются и принимаются органами государственной власти Московской области с учетом мнения профессиональных союзов.
4. Органы государственной власти Московской области правомочны принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в части вопросов, не отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти (пункт дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).
5. Законами Московской области может устанавливаться более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).
6. Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Московской области и органов местного самоуправления в сфере охраны труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Московской области и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Московской области или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
(Пункт дополнительно включен с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ).
Реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Государственное управление охраной труда на территории Московской области осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Правительством Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области в пределах их полномочий.
Московская областная Дума осуществляет законодательное регулирование и контроль за соблюдением и исполнением законодательства Московской области в сфере охраны труда, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Московской области по вопросам охраны труда.
К полномочиям Правительства Московской области в сфере охраны труда относятся:
1) реализация государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области;
2) подпункт утратил силу с 7 апреля 2022 года - Закон Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ, - см. предыдущую редакцию;
3) принятие решений о разработке государственных программ Московской области по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы Московской области;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда, разработке и внедрении безопасной техники и безопасных технологий, производстве и внедрении средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
5) взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам условий и охраны труда;
6) организация государственной экспертизы условий труда в Московской области;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 июня 2014 года Законом Московской области от 31 мая 2014 года N 60/2014-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
7) разработка предложений о расходах на охрану труда за счет средств областного бюджета;
8) иные полномочия в сфере охраны труда, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
( название в ред. Закон Московской области от 15.12.2004 N 172/2004-ОЗ)
Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, в области охраны труда: (в ред. Закон Московской области от 15.12.2004 N 172/2004-ОЗ)
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории Московской области;
2) осуществляет координацию деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления по вопросам охраны труда;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) разрабатывает государственные программы Московской области по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы Московской области, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
5) вносит в установленном порядке предложения по разработке проектов нормативных правовых актов Московской области по условиям и охране труда;
6) осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и других государственных органов, осуществляющих свою деятельность на территории Московской области;
7) вносит в Правительство Московской области предложения о средствах, направляемых на охрану труда из бюджета Московской области (подпункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2007 года Законом Московской области от 29 сентября 2007 года N 168/2007-ОЗ, - см. предыдущую редакцию);
8) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета по охране труда Московской области;
9) координирует проведение на территории Московской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения по охране труда;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
10) осуществляет на территории Московской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную экспертизу условий труда;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2022 года Законом Московской области от 5 апреля 2022 года N 41/2022-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)