Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечивать привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках Подпрограммы предусматриваются меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий.
Организационные механизмы выполнения Подпрограммы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между участниками обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.
Возможно делегирование органами местного самоуправления ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с обустройством территорий, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой (девелопмент).
В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами местного самоуправления, застройщиками или организациями коммунального комплекса, например, частными компаниями, управляющими системами коммунальной инфраструктуры на условиях концессионных соглашений.
При внесении изменений Правительством Российской Федерации в действующие на момент разработки Подпрограммы (апрель 2006 года) постановления Правительства Российской Федерации или издание новых постановлений Правительства Российской Федерации изменяющих порядок и условия предоставления и привлечения финансовых средств на реализацию Подпрограммы, аналогичные изменения вносятся установленным порядком и в Подпрограмму.
При реализации инвестиционных проектов заемщиками могут выступать органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса или застройщики.
Порядок отбора муниципальных образований и проектов на предоставление государственной поддержки для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, порядок определения заемщиков, оценки их финансово-хозяйственной деятельности, получения средств из источников финансирования, привлекаемых для реализации Подпрограммы определяются постановлениями Правительства Московской области, разрабатываемые в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
Возврат заемных средств может быть обеспечен за счет продажи земельных участков (переуступки прав аренды земельных участков), установления тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды и другое.
Государственный заказчик осуществляет отбор муниципальных образований, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, при этом выдвигаются условия, связанные с реализацией мер, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. Поэтому будет учитываться выполнение требований по разработке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных документов, а также по реализации следующих основных мероприятий:
принятие правил землепользования и застройки;
подготовка проектов планировки городских населенных пунктов, предназначенных для жилищного строительства;
принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Кроме того, при отборе инвестиционных проектов могут учитываться следующие показатели:
объемы ввода жилья на 1000 человек;
индекс доступности приобретения жилья;
коэффициент использования мощностей систем коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, на территории которых планируется осуществление инвестиционных проектов;
удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищном фонде в муниципальных образованиях, на территории которых планируется осуществление инвестиционных проектов.
Такой подход обеспечит реализацию на практике конкурентного механизма предоставления застройщикам на открытых аукционах сформированных земельных участков под жилищное строительство до начала строительно-инвестиционного процесса и создаст прозрачные и равные условия доступа застройщиков к системам коммунальной инфраструктуры.
Отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов осуществляется в порядке, установленном законом Московской области, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Условия, которым должны соответствовать муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, варьируются по годам реализации Подпрограммы.
В 2006 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства, или принятие обязательства соответствующего органа местного самоуправления утвердить такой проект до 30 сентября 2006 года;
принятие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки или обязательства утвердить такой план не позднее 30 октября 2006 года (при отсутствии правил на день подачи заявки);
принятие решения соответствующего органа местного самоуправления о подготовке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры или обязательства принять такое решение не позднее 30 июня 2006 года.
В 2007 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного не позднее 30 марта 2007 года проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства;
принятие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и обязательства утвердить правила не позднее 31 октября 2007 года (при отсутствии правил на день подачи заявки);