ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы"
от 17 февраля 1999 года N 3/99-НА
(с изменениями на 21 июня 2001 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 65, 28.06.2001, Вестник Московской областной Думы, N 8 (часть 2), август 2001 года).
____________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы"
1. Пояснительная записка
1.1. Общие положения
1.2. Обоснование разработки Программы
1.2.1. Основные итоги работ по Программе-93
1.2.2. Деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в Московской области
1.2.3. Техногенное загрязнение Московской области
1.2.4. Воздействие природных источников ионизирующих излучений
1.2.5. Загрязнение территории Московской области долгоживущими продуктами деления
1.2.6. Медицинское облучение населения
1.2.7. Радиоактивность продовольствия и сельскохозяйственного сырья
1.2.8. О коллективной дозе облучения населения
1.2.9. Общая оценка радиационной обстановки
2. Основные цели и задачи Программы, система программных мероприятий и показателей
2.1. Локализация и ликвидация радиационно-аварийных ситуаций
2.2. Выявление техногенного радиоактивного загрязнения
2.3. Организация и функционирование областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.4. Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий
2.5. Снижение уровня облучения от природных радиоактивных источников
2.6. Защита населения при медицинском облучении
2.7. Радиационный контроль продовольствия и сельскохозяйственного сырья
2.8. Организация и ведение радиационного мониторинга
2.9. Механизм реализации и управление Программой
3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программных мероприятий
Приложения:
Приложение 1. Перечень основных мероприятий и их показателей по выполнению Государственной программы Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы"
Приложение 2. Сводная таблица затрат и источников финансирования для выполнения мероприятий по Программе
1. Наименование Программы | Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы |
2. Основание для разработки Программы | Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 года N 3-ФЗ. |
3. Государственный заказчик Программы | Министерство экологии и природопользования Московской области |
(пункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2001 года Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) | |
4. Основные разработчики Программы | Комиссия по чрезвычайным и аварийным итуациям Администрации Московской области; |
5. Цель и задачи Программы | Главная цель Программы - обеспечение защищенности настоящего и будущего поколений населения Московской области от вредного для их здоровья ионизирующего излучения. |
Задачи программы: | |
6. Основные исполнители Программы | Комиссия по чрезвычайным и аварийным ситуациям Администрации Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области |
(пункт дополнен с 29 июня 2001 года Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) | |
7. Сроки реализации Программы | 1999-2005 годы. |
8. Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования в 1999-2005 годы составляет 70,76 млн.рублей. |
9. Ожидаемые результаты реализации Программы | Снижение техногенного и природного радиационного воздействия на население и среду обитания. Улучшение показателей здоровья населения. Создание действенной системы управления радиационной безопасностью Московской области. Повышение эффективности использования средств, направленных на решение задач радиационной безопасности. |
10. Контроль за исполнением Программы | Правительство Московской области; Московская областная Дума |
(пункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2001 года Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) |
________________
* Объемы финансирования Программы из областного бюджета могут ежегодно корректироваться Московской областной Думой по результатам рассмотрения отчета о проделанной работе.
В России интенсивно развивается нормативное правовое регулирование по различным аспектам комплексной проблемы безопасности населения и защиты среды обитания, подвергающихся опасным техногенным воздействиям. Радиационный фактор вносит существенный вклад в совокупную нагрузку на человека. Развивающаяся система государственного управления предполагает активные самостоятельные действия субъектов Российской Федерации на своей территории по защите главного достояния общества - населения. Ходом истории Московская область была поставлена в особое положение региона с крайне высоким оборонно-ориентированным научно-промышленным комплексом, что привело к сложной радиационной ситуации, которая ложится серьезной нагрузкой на безопасность существующего и будущих поколений населения, а также на экономику.
В 1989 году ведущие организации области выступили с инициативой о координации и согласованном ведении работ. Усилия в этом направлении завершились разработкой первой в стране областной Концепции обеспечения радиационного благополучия населения Московской области и Программы оздоровления радиационной обстановки в Московской области, утвержденных в 1993 году. Эти документы позволили поставить на систематическую планомерную основу всю работу по выявлению и нормализации радиационной обстановки в области.
В настоящее время Программа 1993 года не отвечает современным требованиям: в 1996 году вступил в силу Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", введены в действие "Нормы радиационной безопасности (НРБ-96)", приняты Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об использовании атомной энергии" и ряд других нормативных правовых актов. Ухудшилась социально-экономическая ситуация и в Московской области как в стране в целом: понижается надежность локальных систем радиационной безопасности, возрастает опасность радиационного терроризма и радиационной аварийности.
Практически свернуты работы федеральных министерств и ведомств по изучению радиационной опасности для населения и среды обитания субъектов Российской Федерации, принятые федеральные программы не выполняются. Основная тяжесть радиационной безопасности все более переносится из федерального центра в субъекты Российской Федерации. Возникшие задачи эффективного внедрения современных нормативных правовых актов, учета произошедших экономических изменений и выявленных особенностей радиационной ситуации в Московской области вызвали необходимость разработки Государственной программы Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы".
Представляемая Программа является прямым следствием основных положений новой Концепции радиационной безопасности Московской области, основывается на накопленном опыте работ, знании специфики Московской области и наиболее острых проблем обеспечения радиационной безопасности.
Разработка Программы "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы" выполнена в соответствии с постановлением Главы администрации Московской области от 22 ноября 1995 года N 232ПГ. К созданию Программы были привлечены ведущие специалисты организаций, работающих над решением задач обеспечения радиационной безопасности Московской области.
Разработка Концепции и Программы выполнена творческим коллективом в составе: к.б.н. Цейтин К.Ф. (руководитель); академик РАСХН, д.б.н. Алексахин Р.М.; к.ф.-м.н. Балакин В.А.; к.ф.-м.н. Виноградов А.С. (зам. руководителя); к.б.н. Воронов С.И.; Грабовников Л.В.; Дмитраков Л.И.; Дмитриев В.А.; Ефименко Н.В.; к.в.н. Ильвовский В.И. (зам.руководителя); к.т.н. Козлов А.А.; Курганова Е.В.; к.т.н. Лавров К.Н.; к.т.н. Нестеров В.П.; Тарелкин Ю.Г.; Тучкевич Е.А., д.т.н. Ярына В.П.
Составители: к.б.н. Цейтин К.Ф., к.ф.-м.н. Виноградов А.С., к.в.н. Ильвовский В.И., Тучкевич Е.А.
За прошедшие годы проделана значительная работа по реализации Программы-93. Проведена авто- и пешеходная гамма-съемка 28 крупных городов области. Выявлены участки радиоактивного загрязнения на территории г.Электростали - 17, г.Подольска - 14, г.Раменское - 4, г.Железнодорожного - 4 и ряд других. Большая часть из них ликвидирована. Однако ряд опасных аварийных ситуаций, на ликвидацию которых требуются значительные средства, продолжают существовать, в том числе на селитебной территории.
Ведутся работы по ликвидации последствий крупнейшей радиоактивной аварии на Подольском заводе цветных металлов. Выявлена структура залегания РАО на захоронении у оз.Солнечное, что резко снизило затраты на его ликвидацию. Получены новые данные о захоронениях РАО на полигоне ТБО "Щербинка". Показано, что могильник РАО "Жостово" значительно менее опасен, чем предполагалось ранее.
Обследовано около 400 школ в 16 районах и проведена работа по нормализации в них радиационной обстановки путем изъятия приборов с опасными источниками ионизирующих излучений.
Выполнено районирование территории Московской области по степени техногенной нагрузки. Заложены основы информационно-технической системы контроля и управления радиационной обстановкой. Созданы электронные базы данных по закрытым радионуклидным источникам, используемым на предприятиях области, по опасным объектам и участкам радиационного загрязнения.
Выполнено районирование территории Московской области по природной радиоактивности, прежде всего по радоноопасности при строительстве и использовании подземных вод для водоснабжения населения. Показано, что эта проблема актуальна для ряда аномальных площадей. В их пределах обследовано 230 детских дошкольных учреждения в 14 районах на содержание радона в воздухе помещений. Найдены ситуации, где норматив НРБ-96 превышен в несколько раз. На содержание радона и радия обследованы 255 артезианских скважин. Отмечены случаи превышения норматива по содержанию радона в питьевой воде.
Проведено комплексное обследование территории Егорьевского месторождения фосфоритов. Дана радиационная характеристика продукции АО "Воскресенские минеральные удобрения" и АО "Фосфаты". На всей территории наблюдается повышенный уровень радона в атмосфере. Доказано, что накопившиеся в г.Воскресенске отвалы не представляют радиационной опасности и могут быть использованы в строительстве. Состояние радиационной безопасности в Московской области рассматривалось на заседании Правительства Московской области, на двух научно-практических конференциях.
Программа-93 была профинансирована на 41% по отношению к плану и в полном объеме не выполнена. Дополнительно на ликвидацию радиационных аномалий, выявленных в ходе работ в н.п.Глазынино, г.Подольске, г.Раменское, г.Электроугли, израсходовано в 1,3 раза больше средств, чем на плановые работы по Программе. Итоги работ по Программе-93 показали основные особенности радиационной обстановки в Московской области и использованы при разработке Программы на 1999-2005 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 238 утвержден Перечень предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. В него включены 8 организаций, действующих в Московской области:
1. Государственный научно-исследовательский институт научнопроизводственного объединения "Луч" (г.Подольск).
2. Объединенный институт ядерных исследований (г.Дубна).
3. Научно-исследовательский институт приборов (г.Лыткарино-1).
4. Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий (г.Протвино).
5. Государственный научный центр Российской Федерации - Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (г.Троицк).
6. Опытное конструкторское бюро "Гидропресс" (г.Подольск).
7. Акционерное общество "Машиностроительный завод" (г.Электросталь).
8. Московское научно-производственное объединение "Радон", Сергиево-Посадское отделение (п.Новый, Сергиево-Посадского района).
В Московской области имеется значительное количество других организаций, которые по степени радиационной или ядерной опасности мало уступают им.
Кроме того, радиационно опасные производства на некоторых предприятиях существовали в прошлом. В г.Москве зарегистрировано 19 особо радиационно опасных и ядерно опасных предприятий и организаций. Некоторые их них свои опасные производства разместили в Московской области (например, основная радиационно опасная база В/О "Изотоп"). Недалеко от границы Московской области в г.Обнинске имеются сразу три подобных организации. Надо учитывать также близость Калининской и Смоленской АЭС. Нет данных о войсковых частях и организациях, имеющих в своем составе ядерно и радиационно опасные подразделения.
Однако сфера применения источников ионизирующих излучений (ИИИ) на предприятиях области значительно шире. Под контролем Центра госсанэпиднадзора Московской области находится около 900 организаций и предприятий, использующих десятки тысяч радионуклидных и электрофизических источников ионизирующих излучений различной мощности. В 200 организациях используются радионуклидные источники значительной активности, способные вызвать детерминированные лучевые поражения человека и существенное радиоактивное загрязнение среды обитания.