УТВЕРЖДЕНА
решением
 Московской областной Думы
от 27 января 1999 года N 5/43

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы"

от 17 февраля 1999 года N 3/99-НА

(с изменениями на 21 июня 2001 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 65, 28.06.2001, Вестник Московской областной Думы, N 8 (часть 2), август 2001 года).

____________________________________________________________________



СОДЕРЖАНИЕ



Паспорт Программы "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы"

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

1.2. Обоснование разработки Программы

1.2.1. Основные итоги работ по Программе-93

1.2.2. Деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в Московской области

1.2.3. Техногенное загрязнение Московской области

1.2.4. Воздействие природных источников ионизирующих излучений

1.2.5. Загрязнение территории Московской области долгоживущими продуктами деления

1.2.6. Медицинское облучение населения

1.2.7. Радиоактивность продовольствия и сельскохозяйственного сырья

1.2.8. О коллективной дозе облучения населения

1.2.9. Общая оценка радиационной обстановки

2. Основные цели и задачи Программы, система программных мероприятий и показателей

2.1. Локализация и ликвидация радиационно-аварийных ситуаций

2.2. Выявление техногенного радиоактивного загрязнения

2.3. Организация и функционирование областной системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

2.4. Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий

2.5. Снижение уровня облучения от природных радиоактивных источников

2.6. Защита населения при медицинском облучении

2.7. Радиационный контроль продовольствия и сельскохозяйственного сырья

2.8. Организация и ведение радиационного мониторинга

2.9. Механизм реализации и управление Программой

3. Ресурсное обеспечение Программы

4. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программных мероприятий

Приложения:

Приложение 1. Перечень основных мероприятий и их показателей по выполнению Государственной программы Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы"

Приложение 2. Сводная таблица затрат и источников финансирования для выполнения мероприятий по Программе

ПАСПОРТ
 государственной программы Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы"


1. Наименование Программы

Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы

2. Основание для разработки Программы

Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 года N 3-ФЗ.

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ.

Федеральная целевая программа "Обращение с радиоактивными отходами (1996-2005 годы)".

Федеральная целевая программа "Создание ЕГАСКРО (1997-2002 годы)".

Федеральная целевая программа "Радон (1997-2000 годы)".

Постановление Главы администрации Московской области от 22 ноября 1995 года N 232-ПГ "О выполнении требований безопасности на имических и радиационно опасных объектах Московской области и усилению мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций".

3. Государственный заказчик Программы

Министерство экологии и природопользования Московской области

(пункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2001 года Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

4. Основные разработчики Программы

Комиссия по чрезвычайным и аварийным итуациям Администрации Московской области;

Научно-производственное государственное редприятие "ВНИИЯГГ";

Научно-производственная фирма "ГЕОЭКОС";

Центр Госсанэпиднадзора в Московской области;

Государственное геологическое предприятие ГЕОЭКОЦЕНТР";

Московское научно-производственное объединение "РАДОН";

Главное управление по делам гражданской бороны и чрезвычайным ситуациям Московской области;

Московская областная инспекция Госатомнадзора России;

МосЦГМС Росгидромета;

ВНИИ сельхозрадиологии и агроэкологии.

5. Цель и задачи Программы

Главная цель Программы - обеспечение защищенности настоящего и будущего поколений населения Московской области от вредного для их здоровья ионизирующего излучения.

Задачи программы:

улучшение показателей здоровья населения и состояния окружающей среды;

ликвидация радиационных аварийных ситуаций и реабилитация загрязненных территорий;

комплексное решение проблем государственного учета, контроля и обращения с радиоактивными веществами и отходами для безопасного их использования в хозяйственных, медицинских и научных целях;

снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения;

создание эффективной системы радиационного мониторинга;

развитие законодательной и нормативной базы, совершенствование правовых отношений при обеспечении радиационной безопасности населения в условиях рыночной экономики;

совершенствование путей и методов управления радиационной безопасностью;

обеспечение органов областного и местного управления необходимой информацией для принятия решений по проблеме радиационной безопасности.

6. Основные исполнители Программы

Комиссия по чрезвычайным и аварийным ситуациям Администрации Московской области;

органы местного самоуправления;

специализированные научные и производственные организации;

организации, работающие с источниками ионизирующего излучения.     

Министерство экологии и природопользования Московской области

(пункт дополнен с 29 июня 2001 года Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

7. Сроки реализации Программы

1999-2005 годы.

1 этап (неотложные мероприятия) - 1999-2000 годы.

2 этап (создание системы радиационной безопасности) - 2001-2005 годы.

8. Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования в 1999-2005 годы составляет 70,76 млн.рублей.

Источники финансирования:

федеральный бюджет - 20,5 млн.рублей;

областной бюджет - 28,96 млн.рублей*;

бюджеты городов и районов - 12,56 млн.рублей;

средства организаций - 8,74 млн.рублей;

прочие источники.

9. Ожидаемые результаты реализации Программы

Снижение техногенного и природного радиационного воздействия на население и среду обитания. Улучшение показателей здоровья населения. Создание действенной системы управления радиационной безопасностью Московской области. Повышение эффективности использования средств, направленных на решение задач радиационной безопасности.

10. Контроль за исполнением Программы

Правительство Московской области;

Московская областная Дума

(пункт в редакции, введенной в действие с 29 июня 2001 года Законом Московской области от 21 июня 2001 года N 114/2001-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

________________

* Объемы финансирования Программы из областного бюджета могут ежегодно корректироваться Московской областной Думой по результатам рассмотрения отчета о проделанной работе.

     1. Пояснительная записка

     

1.1. Общие положения


В России интенсивно развивается нормативное правовое регулирование по различным аспектам комплексной проблемы безопасности населения и защиты среды обитания, подвергающихся опасным техногенным воздействиям. Радиационный фактор вносит существенный вклад в совокупную нагрузку на человека. Развивающаяся система государственного управления предполагает активные самостоятельные действия субъектов Российской Федерации на своей территории по защите главного достояния общества - населения. Ходом истории Московская область была поставлена в особое положение региона с крайне высоким оборонно-ориентированным научно-промышленным комплексом, что привело к сложной радиационной ситуации, которая ложится серьезной нагрузкой на безопасность существующего и будущих поколений населения, а также на экономику.

В 1989 году ведущие организации области выступили с инициативой о координации и согласованном ведении работ. Усилия в этом направлении завершились разработкой первой в стране областной Концепции обеспечения радиационного благополучия населения Московской области и Программы оздоровления радиационной обстановки в Московской области, утвержденных в 1993 году. Эти документы позволили поставить на систематическую планомерную основу всю работу по выявлению и нормализации радиационной обстановки в области.

В настоящее время Программа 1993 года не отвечает современным требованиям: в 1996 году вступил в силу Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", введены в действие "Нормы радиационной безопасности (НРБ-96)", приняты Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об использовании атомной энергии" и ряд других нормативных правовых актов. Ухудшилась социально-экономическая ситуация и в Московской области как в стране в целом: понижается надежность локальных систем радиационной безопасности, возрастает опасность радиационного терроризма и радиационной аварийности.

Практически свернуты работы федеральных министерств и ведомств по изучению радиационной опасности для населения и среды обитания субъектов Российской Федерации, принятые федеральные программы не выполняются. Основная тяжесть радиационной безопасности все более переносится из федерального центра в субъекты Российской Федерации. Возникшие задачи эффективного внедрения современных нормативных правовых актов, учета произошедших экономических изменений и выявленных особенностей радиационной ситуации в Московской области вызвали необходимость разработки Государственной программы Московской области "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы".

Представляемая Программа является прямым следствием основных положений новой Концепции радиационной безопасности Московской области, основывается на накопленном опыте работ, знании специфики Московской области и наиболее острых проблем обеспечения радиационной безопасности.

Разработка Программы "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы" выполнена в соответствии с постановлением Главы администрации Московской области от 22 ноября 1995 года N 232ПГ. К созданию Программы были привлечены ведущие специалисты организаций, работающих над решением задач обеспечения радиационной безопасности Московской области.

Разработка Концепции и Программы выполнена творческим коллективом в составе: к.б.н. Цейтин К.Ф. (руководитель); академик РАСХН, д.б.н. Алексахин Р.М.; к.ф.-м.н. Балакин В.А.; к.ф.-м.н. Виноградов А.С. (зам. руководителя); к.б.н. Воронов С.И.; Грабовников Л.В.; Дмитраков Л.И.; Дмитриев В.А.; Ефименко Н.В.; к.в.н. Ильвовский В.И. (зам.руководителя); к.т.н. Козлов А.А.; Курганова Е.В.; к.т.н. Лавров К.Н.; к.т.н. Нестеров В.П.; Тарелкин Ю.Г.; Тучкевич Е.А., д.т.н. Ярына В.П.

Составители: к.б.н. Цейтин К.Ф., к.ф.-м.н. Виноградов А.С., к.в.н. Ильвовский В.И., Тучкевич Е.А.

1.2 Обоснование разработки программы

     

1.2.1. Основные итоги работ по Программе оздоровления радиационной обстановки в Московской области (Программа-93)


За прошедшие годы проделана значительная работа по реализации Программы-93. Проведена авто- и пешеходная гамма-съемка 28 крупных городов области. Выявлены участки радиоактивного загрязнения на территории г.Электростали - 17, г.Подольска - 14, г.Раменское - 4, г.Железнодорожного - 4 и ряд других. Большая часть из них ликвидирована. Однако ряд опасных аварийных ситуаций, на ликвидацию которых требуются значительные средства, продолжают существовать, в том числе на селитебной территории.

Ведутся работы по ликвидации последствий крупнейшей радиоактивной аварии на Подольском заводе цветных металлов. Выявлена структура залегания РАО на захоронении у оз.Солнечное, что резко снизило затраты на его ликвидацию. Получены новые данные о захоронениях РАО на полигоне ТБО "Щербинка". Показано, что могильник РАО "Жостово" значительно менее опасен, чем предполагалось ранее.

Обследовано около 400 школ в 16 районах и проведена работа по нормализации в них радиационной обстановки путем изъятия приборов с опасными источниками ионизирующих излучений.

Выполнено районирование территории Московской области по степени техногенной нагрузки. Заложены основы информационно-технической системы контроля и управления радиационной обстановкой. Созданы электронные базы данных по закрытым радионуклидным источникам, используемым на предприятиях области, по опасным объектам и участкам радиационного загрязнения.

Выполнено районирование территории Московской области по природной радиоактивности, прежде всего по радоноопасности при строительстве и использовании подземных вод для водоснабжения населения. Показано, что эта проблема актуальна для ряда аномальных площадей. В их пределах обследовано 230 детских дошкольных учреждения в 14 районах на содержание радона в воздухе помещений. Найдены ситуации, где норматив НРБ-96 превышен в несколько раз. На содержание радона и радия обследованы 255 артезианских скважин. Отмечены случаи превышения норматива по содержанию радона в питьевой воде.

Проведено комплексное обследование территории Егорьевского месторождения фосфоритов. Дана радиационная характеристика продукции АО "Воскресенские минеральные удобрения" и АО "Фосфаты". На всей территории наблюдается повышенный уровень радона в атмосфере. Доказано, что накопившиеся в г.Воскресенске отвалы не представляют радиационной опасности и могут быть использованы в строительстве. Состояние радиационной безопасности в Московской области рассматривалось на заседании Правительства Московской области, на двух научно-практических конференциях.

Программа-93 была профинансирована на 41% по отношению к плану и в полном объеме не выполнена. Дополнительно на ликвидацию радиационных аномалий, выявленных в ходе работ в н.п.Глазынино, г.Подольске, г.Раменское, г.Электроугли, израсходовано в 1,3 раза больше средств, чем на плановые работы по Программе. Итоги работ по Программе-93 показали основные особенности радиационной обстановки в Московской области и использованы при разработке Программы на 1999-2005 годы.

1.2.2. Деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в Московской области


Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 238 утвержден Перечень предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. В него включены 8 организаций, действующих в Московской области:

1. Государственный научно-исследовательский институт научнопроизводственного объединения "Луч" (г.Подольск).

2. Объединенный институт ядерных исследований (г.Дубна).

3. Научно-исследовательский институт приборов (г.Лыткарино-1).

4. Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий (г.Протвино).

5. Государственный научный центр Российской Федерации - Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований (г.Троицк).

6. Опытное конструкторское бюро "Гидропресс" (г.Подольск).

7. Акционерное общество "Машиностроительный завод" (г.Электросталь).

8. Московское научно-производственное объединение "Радон", Сергиево-Посадское отделение (п.Новый, Сергиево-Посадского района).

В Московской области имеется значительное количество других организаций, которые по степени радиационной или ядерной опасности мало уступают им.

Кроме того, радиационно опасные производства на некоторых предприятиях существовали в прошлом. В г.Москве зарегистрировано 19 особо радиационно опасных и ядерно опасных предприятий и организаций. Некоторые их них свои опасные производства разместили в Московской области (например, основная радиационно опасная база В/О "Изотоп"). Недалеко от границы Московской области в г.Обнинске имеются сразу три подобных организации. Надо учитывать также близость Калининской и Смоленской АЭС. Нет данных о войсковых частях и организациях, имеющих в своем составе ядерно и радиационно опасные подразделения.

Однако сфера применения источников ионизирующих излучений (ИИИ) на предприятиях области значительно шире. Под контролем Центра госсанэпиднадзора Московской области находится около 900 организаций и предприятий, использующих десятки тысяч радионуклидных и электрофизических источников ионизирующих излучений различной мощности. В 200 организациях используются радионуклидные источники значительной активности, способные вызвать детерминированные лучевые поражения человека и существенное радиоактивное загрязнение среды обитания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»