Основные положения приватизации в отраслях экономики, не зависящие от специфических условий отдельных регионов, определены Государственной программой (раздел 6).
Ниже изложены особенности приватизации в отдельных отраслях экономики Московской области.
3.1. Приватизация предприятий (объектов) в промышленности
Промышленный потенциал Московской области, включенный в процесс приватизации, представлен широким спектром предприятий практически всех отраслей обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, а также некоторыми видами предприятий добывающей промышленности. Этот потенциал характеризуется следующими данными:
общее количество предприятий - 598;
количество предприятий, запрещенных к приватизации - 30.
Особенности приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научнопроизводственных объединений отдельных отраслей промышленности учитываются и регулируются принятыми указами Президента Российской Федерации:
по оборонным отраслям промышленности - Указом Президента Российской Федерации от 19.08.93 N 1267;
по топливно-энергетическому комплексу - указами Президента Российской Федерации от 14.08.92 N 922 и от 5.11.92 N 1334;
по электроэнергетическому комплексу - Указом Президента Российской Федерации от 15.08.92 N 923;
по газовой промышленности - Указом Президента Российской Федерации от 5.11.92 N 1333, газовому хозяйству - Указом Президента от 8.12.92 N 1705;
по нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечению - Указом Президента Российской Федерации от 17.11.92 N 1403;
по угольной промышленности - Указом Президента Российской Федерации от 30.12.92 N 1702;
по железнодорожному транспорту - Указом Президента Российской Федерации от 26.08.92 N 954;
по деятельности Федеральной контрактной системы - Указом Президента Российской Федерации от 7.08.92 N 826;
о доверительной собственности (трасте) - Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2296.
Особенности приватизации предприятий и учреждений связи определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.92 N 1003.
Особенности приватизации предприятий и организаций строительства и промышленности строительных материалов регламентируются соответствующим положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.93 N 763.
При приватизации предприятий новый собственник является правоприемником всех прав и обязанностей по охране здоровья, обеспечению техники безопасности и пожарной безопасности.
Договор о пожарной безопасности подлежит переоформлению в 3 месячный срок после регистрации предприятия.
Приватизация объектов гражданской обороны, кроме указанных в разделе 2.1., осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым Госкомимуществом России.
При преобразовании опытных заводов, входящих в систему Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, в акционерные общества открытого типа принимается решение о выпуске "Золотой акции".
Особенности распоряжения объектами, предприятиями и учреждениями социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта), находящихся на балансе приватизируемых предприятий и организаций, относящихся к федеральной собственности, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8, относящихся к областной собственности - "Положением об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в ведении (на балансе) приватизируемых предприятий государственной собственности Московской области и муниципальной собственности", утвержденным решением малого Совета от 27.10.93 N 4/64.
При преобразовании объектов и предприятий медицинской и фармацевтической промышленности, аптечных баз (складов) и баз медицинской техники, а также предприятий и объектов научно-технической сферы химического комплекса, имеющих в своем составе технологические объекты с токсичными веществами 1 и 2 классов опасности, в акционерные общества открытого типа выпускается "Золотая акция".
Решения о приватизации предприятий и объектов по производству отравляющих веществ и средств временно выводящего действия принимаются после завершения работ по уничтожению этих спецсредств и дегазации оборудования.
Специфика промышленности области заключается в преобладании материало- и энергоемких производств, потребляющих привозное сырье и вывозящих большую часть готовой продукции за пределы региона. Эти обстоятельства определяют значение надежности снабженческо-сбытовых и производственно-технологических связей для устойчивого функционирования ее промышленного комплекса. Необходимость сохранения таких связей требует создания в процессе приватизации гибких структур и применения новых форм управления (траст, холдинг, контрольный пакет акций, "Золотая акция" и др.).
Приватизация экологически опасных предприятий в соответствии со списком, составленным и утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (его территориальным органом) и Госкомимуществом России (Мособлкомимуществом), производится только при условии реализации программ экологической санации этих предприятий и создания специальных фондов экологической санации.
Порядок учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, включая вопросы экологического аудирования, отражения этого фактора в условиях конкурсов и планах приватизации, предъявления требований по экологической санации предприятий, установления льготной стоимости природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации, устанавливается Госкомимуществом России и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
3.1.1. Приватизация предприятий военно-
промышленного комплекса