Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Московской области (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и решениями органов власти и управления Московской области.
Программа отражает особенности нового этапа процесса приватизации, определенного указами Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", от 14.08.92 N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", от 14.10.92 N 1228 "О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности", от 08.05.93 N 640 "О государственных гарантиях права граждан России на участие в приватизации", а также постановлениями Правительства Российской Федерации с учетом отмены отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 24.12.93 № 2284 и N 2288.
1.1. Основные принципы приватизации
Анализ результатов и хода приватизации в Московской области в 1992-1993 гг. показал необходимость при разработке и реализации программы приватизации в 1994 г. основываться на следующих принципах:
преимущественно приватизация с условиями (особенно в сфере обеспечения населения товарами и услугами первой необходимости);
среда, как потребитель и контролер приватизации;
не очередная "коллективизация", а постепенное, осмысленное усиление производителя средствами приватизации;
программа приватизации как элемент концепции развития территориального образования и управления его имуществом.
1.2. Цель и задачи приватизации
1.2.1. Главными целями приватизации в Московской области является создание условий для:
повышения эффективности деятельности предприятий, использования государственного и муниципального имущества, расположенных на территории области, в интересах повышения уровня и качества жизни ее населения;
создания конкурентной среды и повышения заинтересованности в результатах своей деятельности всех хозяйствующих субъектов;
повышение эффективности государственного управления социально экономическим развитием области, увеличение его гибкости за счет применения новых методов воздействия на объект управления, включения рыночных механизмов управления.
1.2.2. Задачи приватизации определяются, исходя из целей приватизации, с учетом конкретных проблем развития районов, городов и других населенных пунктов области, в том числе улучшения использования находящегося на их территории имущества.
Учитывая специфику экономического потенциала области, результаты приватизации в 1992-93 гг., настоящая Программа предусматривает:
сохранение и развитие производственно-технологического и научного потенциала области и его роли в хозяйстве Московского региона и Российской Федерации;
сохранение производственно-технологических и снабженческо сбытовых связей производств на основе создания гибких структур управления приватизируемых предприятий (холдингов, трастов, корпораций и т.д.);
усиление влияния приватизации на структурную перестройку экономики области в направлении перепрофилирования части промышленных предприятий в более рентабельные, ресурсообеспеченные, экологически чистые производства, выпускающие необходимые товары народного потребления и продукции производственно-технического назначения.
1.3. Общие положения Программы
1.3.1. Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Московской области является одним из средств реализации программ ее социально экономического развития. Цели, задачи и приоритеты программы приватизации на 1994 г. определяются целями, задачами и приоритетами социально-экономической политики в Московской области и столичном регионе на ближайшую и более отдаленную перспективу.
1.3.2. Основные положения настоящей Программы по приватизации имущества, расположенного на территории Московской области, распространяются на предприятия, организации и объекты федеральной, государственной, областной и муниципальной собственности, подлежащие (разрешенные) к приватизации.
1.3.3. Классификация объектов по возможности их приватизации определяется в соответствии с требованиями Государственной программы и интересами социально-экономического развития Московской области.
1.3.4. Дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, полностью направляются на финансирование объектов социально-культурного и бытового назначения, передаваемых в процессе преобразования предприятия в акционерное общество на баланс местных органов власти или остающихся на балансе предприятия и используемых по назначению, а в случае отсутствия таких объектов направляются в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном положением, разработанным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество России).
Дивиденды по акциям, закрепленным в государственной собственности Московской области, и средства, полученные от приватизации, перечисляются в областной бюджет и используются до принятия соответствующего решения Мособлдумой на покрытие дефицита областного бюджета, если иное не предусмотрено по конкретным предприятиям ранее принятыми решениями Мособлдумы (Мособлсовета) или Главой Администрации.
1.3.5. Исходя из функциональной значимости объектов приватизации для интересов области и в соответствии с разделом 14.2 Государственной программы, Комитет по управлению имуществом Московской области (далее - Мособлкомимущество) вправе принимать решения и нормативные акты по особенностям приватизации объектов федеральной и областной собственности, отнесенных к разделу 2.4 Государственной программы (в том числе предприятий местной промышленности, художественных промыслов, применяющих труд инвалидов), в части:
выбора способа приватизации, включая акционирование, независимоп от численности и балансовой стоимости основных фондов предприятия;
размещения и порядка продажи акций, учитывая местные особенности, социальные интересы трудовых коллективов и населения;
реорганизация (включая слияние, выделение) и ликвидации юридических лиц, учрежденных приватизируемыми предприятиями;
закрепления контрольных пакетов акций в государственной собственности сроком до 3-х лет (по объектам федеральной собственности - по согласованию с Госкомимуществом России);