Действующий

Международный стандарт управления качеством 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг"

Требования

Применение и соблюдение соответствующих требований

17.

Аудиторская организация обязана соблюдать каждое требование настоящего стандарта, за исключением случаев, когда требование не является уместным для аудиторской организации с учетом характера и обстоятельств аудиторской организации или выполняемых ею заданий (см. пункт A29).

18.

Лицо или лица, на которых возложена конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством в аудиторской организации, а также лицо или лица, на которых возложена ответственность за функционирование системы управления качеством в аудиторской организации, обязаны понимать настоящий МСК, включая руководство по применению и прочие пояснительные материалы, с целью понимания цели настоящего МСК и надлежащего применения его требований.

Система управления качеством

19.

Аудиторская организация обязана разработать, внедрить и обеспечить функционирование системы управления качеством. При этом аудиторская организация обязана применять профессиональное суждение, учитывая характер и обстоятельства аудиторской организации и выполняемых ею заданий. Компонент управления и высшего руководства системы управления качеством создает среду, которая поддерживает разработку, внедрение и функционирование системы управления качеством (см. пункты A30-A31).

Ответственность

20.

Аудиторская организация должна возложить (см. пункты A32-A35):

 

(a)

конечную ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством на руководителя аудиторской организации или управляющего партнера аудиторской организации (либо лицо, занимающее равноценную должность) или, при необходимости, совет управляющих партнеров (либо равноценный орган);

 

(b)

ответственность за функционирование системы управления качеством;

 

(c)

ответственность за функционирование конкретных аспектов системы управления качеством, включая:

 

 

(i)

соблюдение требований независимости (см. пункт A36);

 

 

(ii)

процесс мониторинга и устранения недостатков.

21.

При назначении лиц для выполнения функций, указанных в пункте 20, аудиторская организация обязана установить, что лицо или лица (см. пункт A37):

 

(a)

имеют надлежащие знания, опыт, влияние и полномочия в рамках аудиторской организации и достаточно времени для выполнения возложенных на них обязанностей (см. пункт A38);

 

(b)

понимают функции, для выполнения которых они были назначены, и свою ответственность за их выполнение.

22.

Аудиторская организация обязана установить, что лицо или лица, на которых возложена ответственность за функционирование системы управления качеством, соблюдение требований независимости и процесс мониторинга и устранения недостатков, напрямую осуществляют информационное взаимодействие с лицом или лицами, на которых возложена конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством.

Процесс оценки рисков в аудиторской организации

23.

Аудиторская организация обязана разработать и внедрить процесс оценки рисков для установления целей в области обеспечения качества, выявить и оценить риски, связанные с качеством, а также разработать и внедрить мероприятия в ответ на риски, связанные с качеством (см. пункты A39-A41).

24.

Аудиторская организация обязана установить цели в области обеспечения качества, указанные в настоящем МСК, а также любые дополнительные цели, связанные с качеством, которые аудиторская организация считает необходимыми для достижения целей, относящихся к системе управления качеством (см. пункты A42-A44).

25.

Аудиторская организация обязана выявить и оценить риски, связанные с качеством, чтобы разработать и внедрить соответствующие ответные мероприятия. При этом аудиторская организация должна:

 

(a)

изучить условия, события, обстоятельства, действия или бездействие, которые могут негативно повлиять на достижение целей в области обеспечения качества, включая (см. пункты A45-A47):

 

 

(i)

в отношении характера и обстоятельств аудиторской организации - те, которые касаются:

 

 

 

a.

сложности и операционных характеристик аудиторской организации;

 

 

 

b.

стратегических и операционных решений и действий, бизнес-процессов и бизнес-модели аудиторской организации;

 

 

 

c.

характеристик и управленческого стиля высшего руководства;

 

 

 

d.

ресурсов аудиторской организации, включая ресурсы, предоставляемые поставщиками услуг;

 

 

 

e.

законов, нормативных актов, профессиональных стандартов и среды, в которой аудиторская организация осуществляет свою деятельность;

 

 

 

f.

в том случае, если аудиторская организация входит в состав сети, характера и объема требований сети и услуг сети (при их наличии);

 

 

(ii)

в отношении характера и обстоятельства заданий, выполняемых аудиторской организацией, - те, которые относятся:

 

 

 

a.

к видам заданий, выполняемых аудиторской организацией, и выпускаемым заключениям;

 

 

 

b.

к видам организаций, в отношении которых выполняются такие задания;

 

(b)

учесть, каким образом и насколько условия, события, обстоятельства, действия или бездействие, которые указаны в пункте 25(a), могут оказать отрицательное влияние на достижение целей в области обеспечения качества (см. пункт A48).

26.

Аудиторская организация обязана разработать и внедрить мероприятия в ответ на риски, связанные с качеством. В основе данных мероприятий должны лежать обоснования оценки рисков, связанных с качеством, и в ответных мероприятиях должны быть учтены эти причины. Кроме того, ответные мероприятия аудиторской организации должны включать ответные мероприятия, указанные в пункте 34 (см. пункты A49-A51).

27.

Аудиторская организация должна установить политику или процедуры, которые предназначены для выявления информации, указывающей на необходимость постановки дополнительных целей в области обеспечения качества, или на наличие дополнительных либо модифицированных рисков, связанных с качеством, или на ответные мероприятия в связи с изменениями в характере и обстоятельствах аудиторской организации или выполняемых ею заданиях. В случае выявления такой информации аудиторская организация обязана рассмотреть ее и, если целесообразно (см. пункты A52-A53):

 

(a)

установить дополнительные цели в области обеспечения качества или модифицировать дополнительные цели в области обеспечения качества, уже установленные аудиторской организацией (см. пункт A54);

 

(b)

выявить и оценить дополнительные риски, связанные с качеством, модифицировать риски, связанные с качеством, либо переоценить их или

 

(c)

разработать и внедрить дополнительные ответные мероприятия или модифицировать имеющиеся ответные мероприятия.

Управление и высшее руководство

28.

Аудиторская организация обязана установить следующие цели в области обеспечения качества, которые касаются управления и высшего руководства аудиторской организации, создающих среду, которая поддерживает систему управления качеством:

 

(a)

аудиторская организация демонстрирует приверженность качеству посредством создания корпоративной культуры, принятой на всех уровнях аудиторской организации, признающей и подтверждающей (см. пункты A55-A56):

 

 

(i)

роль аудиторской организации в служении общественным интересам за счет выполнения заданий на стабильно высоком уровне качества;

 

 

(ii)

важность профессиональных ценностей, этики и отношений;

 

 

(iii)

ответственность всего персонала за качество выполнения заданий или проведения мероприятий в рамках системы управления качеством, а также за соответствие нормам ожидаемого поведения;

 

 

(iv)

важность аспектов качества при принятии стратегических решений и действий, включая определение финансовых и операционных приоритетов аудиторской организации;

 

(b)

высшее руководство несет ответственность и отчитывается о качестве выполнения работы (см. пункт A57);

 

(c)

высшее руководство демонстрирует приверженность качеству своими действиями и личным примером (см. пункт A58);

 

(d)

надлежащие организационная структура и распределение функций, обязанностей и полномочий способствуют разработке, внедрению и обеспечению функционирования системы управления качеством в аудиторской организации (см. пункты A32, A33, A35, A59);

 

(e)

планирование потребностей в ресурсах, в том числе финансовых, а также получение, распределение или выделение ресурсов осуществляется в порядке, который соответствует приверженности аудиторской организации качеству (см. пункты A60-A61).

Соответствующие этические требования

29.

Аудиторская организация должна установить такие цели в области обеспечения качества, касающиеся выполнения обязанностей согласно соответствующим этическим требованиям, в том числе требованиям независимости (см. пункты A62-A64, A66), которые удовлетворяют тому, что:

 

(a)

аудиторская организация и ее персонал:

 

 

(i)

понимают соответствующие этические требования, которые распространяются на аудиторскую организацию и выполняемые ею задания (см. пункты A22, A24);

 

 

(ii)

выполняют свои обязанности в отношении соответствующих этических требований, которые распространяются на аудиторскую организацию и выполняемые ею задания;

 

(b)

прочие субъекты, включая сеть, организации, входящие в сеть, а также лица, работающие в сети или организациях, входящих в сеть, или поставщики услуг, на которых распространяются те соответствующие этические требования, которые распространяются на саму аудиторскую организацию и выполняемые ею задания:

 

 

(i)

понимают соответствующие этические требования, применимые к ним (см. пункты A22, A24, A65);

 

 

(ii)

выполняют свои обязанности в отношении соответствующих этических требований, применимых к ним.

Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий

30.

Аудиторская организация обязана установить следующие цели в области обеспечения качества, которые касаются процедуры принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом либо работы по определенному заданию:

 

(a)

суждения, применяемые аудиторской организацией в отношении принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом либо работы по определенному заданию, носят надлежащий характер на основании того, что:

 

 

(i)

полученная информация в отношении характера и обстоятельств задания, а также честность и этические ценности клиента (включая руководство и, если применимо, лиц, отвечающих за корпоративное управление) достаточны для подтверждения таких суждений (см. пункты A67-A71);

 

 

(ii)

аудиторская организация способна выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми требованиями законов и нормативных актов (см. пункт A72);

 

(b)

финансовые и операционные приоритеты аудиторской организации не приводят к применению ненадлежащих суждений относительно принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом либо работы по определенному заданию (см. пункты A73-A74).

Выполнение задания

31.

Аудиторская организация обязана установить следующие цели, которые касаются обеспечения высокого уровня качества выполнения заданий:

 

(a)

рабочие группы понимают и выполняют свои обязанности в связи с заданиями, включая, если применимо, общую ответственность руководителей задания за управление качеством и обеспечение качества в рамках задания, а также обеспечивается их достаточное и надлежащее участие на протяжении всего задания (см. пункт A75);

 

(b)

характер, сроки и объем осуществляемого руководства и надзора в отношении рабочих групп и проверки выполненной ими работы являются надлежащими с учетом характера и обстоятельств заданий и ресурсов, которые выделены или будут выделены рабочим группам, а также в отношении работы, выполняемой менее опытными членами рабочей группы, осуществляются руководство, надзор и проверка со стороны более опытных членов рабочей группы (см. пункты A76-A77);

 

(c)

рабочие группы применяют надлежащее профессиональное суждение и, если применимо к конкретному виду задания, проявляют профессиональный скептицизм (см. пункт A78);

 

(d)

проводятся консультации по трудным или спорным вопросам, и реализуются согласованные выводы (см. пункты A79-A81);

 

(e)

расхождения во мнениях среди членов рабочей группы или между этой группой и лицом, осуществляющим проверку качества выполнения задания, или лицами, действующими в рамках системы управления качеством в аудиторской организации, доводятся до сведения аудиторской организации и урегулируются (см. пункт A82);

 

(f)

осуществляется своевременный сбор документации по заданию после даты заключения по результатам задания и ее надлежащее ведение и хранение для обеспечения потребностей аудиторской организации и соблюдения законов, нормативных актов, соответствующих этических требований или профессиональных стандартов (см. пункты A83-A85).

Ресурсы

32.

Аудиторская организация обязана установить следующие цели в области обеспечения качества, которые касаются надлежащего своевременного получения, улучшения, использования, поддержания, распределения и направления ресурсов и позволяют разработать, внедрить и обеспечить функционирование системы управления качеством (см. пункты A86-A87):

 

кадровые ресурсы

 

(a)

осуществляются наем, развитие и удержание персонала, который обладает профессиональной компетентностью и способностями (см. пункты A88-A90):

 

 

(i)

для выполнения заданий со стабильно высоким уровнем качества, в том числе обладает знаниями или опытом, необходимыми для заданий, выполняемых аудиторской организацией, или

 

 

(ii)

выполнения действий или исполнения обязанностей в отношении функционирования системы управления качеством в аудиторской организации;

 

(b)

персонал демонстрирует приверженность качеству своими действиями и личным примером, развивает и поддерживает на должном уровне свою компетентность для выполнения своих функций и привлекается к ответственности либо получает признание посредством оценки результатов работы, вознаграждений, повышения в должности и других стимулов, полученных своевременно (см. пункты A91-A93);

 

(c)

когда у аудиторской организации недостаточно персонала или отсутствует надлежащий персонал для обеспечения функционирования системы управления качеством в аудиторской организации или выполнения заданий, привлекаются лица извне (например, из сети, другой организации, входящей в сеть, или от поставщика услуг) (см. пункт A94);

 

(d)

на каждое задание назначаются члены рабочей группы, включая руководителя задания, которые обладают надлежащими способностями и профессиональной компетентностью, а также достаточным временем для выполнения заданий на стабильно высоком уровне качества (см. пункты A88-A89, A95-A97);

 

(e)

для выполнения действий в рамках системы управления качеством назначаются лица, обладающие надлежащими способностями и профессиональной компетентностью, а также достаточным временем для выполнения таких действий;

 

технологические ресурсы

 

(f)

для обеспечения функционирования системы управления качеством в аудиторской организации или выполнения заданий привлекаются или создаются, внедряются, поддерживаются и используются надлежащие технологические ресурсы (см. пункты A98-A101, A104);

 

интеллектуальные ресурсы

 

(g)

для обеспечения функционирования системы управления качеством в аудиторской организации или выполнения заданий на стабильно высоком уровне качества привлекаются или создаются, внедряются, поддерживаются и используются надлежащие интеллектуальные ресурсы, и такие интеллектуальные ресурсы соответствуют профессиональным стандартам и, в соответствующих случаях, применимым требованиям законов и нормативных актов (см. пункты A102-A104);

 

поставщики услуг

 

(h)

кадровые, технологические или интеллектуальные ресурсы от поставщиков услуг являются надлежащими для использования в системе управления качеством аудиторской организации и при выполнении заданий с учетом целей в области обеспечения качества, которые указаны в пунктах 32(d), (e), (f) и (g) (см. пункты A105-A108).

Информационная система и информационное взаимодействие

33.

Аудиторская организация обязана установить следующие цели в области обеспечения качества, которые касаются получения, формирования или использования информации относительно системы управления качеством и доведения этой информации до сторон внутри аудиторской организации и внешних сторон на своевременной основе для разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления качеством (см. пункт A109):

 

(a)

информационная система выявляет, собирает, обрабатывает и сохраняет уместную и надежную информацию, которая поддерживает систему управления качеством. Информация может поступать как из внутренних, так и из внешних источников (см. пункты A110-A111);

 

(b)

культура аудиторской организации способствует признанию и укреплению ответственности персонала за обмен информацией с аудиторской организацией и между сотрудниками (см. пункт A112);

 

(c)

обмен уместной и надежной информацией осуществляется в рамках всей аудиторской организации и с рабочими группами, в том числе (см. пункт A112):

 

 

(i)

информация предоставляется персоналу и рабочим группам, при этом ее характер, сроки и объем позволяют персоналу понять и выполнить свои обязанности, относящиеся к действиям в рамках системы управления качеством или в рамках заданий;

 

 

(ii)

при осуществлении действий в рамках системы управления качеством или в рамках заданий персонал и рабочие группы предоставляют информацию аудиторской организации;

 

(d)

уместная и надежная информация предоставляется внешним сторонам, в том числе:

 

 

(i)

информация предоставляется аудиторской организацией в адрес сети, в которую она входит, или лицам в пределах сети либо поставщикам услуг, при их наличии, что позволяет сети или поставщикам услуг выполнять свои обязанности, относящиеся к требованиям или услугам сети либо к ресурсам, которые они обеспечивают (см. пункт A113);

 

 

(ii)

информация предоставляется внешним сторонам в тех случаях, когда это требуется законами, нормативными актами или профессиональными стандартами, или для облегчения понимания внешними сторонами системы управления качеством (см. пункты A114-A115).

Обязательные ответные мероприятия

34.

При разработке и внедрении ответных мероприятий в соответствии с пунктом 26 аудиторская организация должна включить следующие ответные мероприятия (см. пункт A116):

 

(a)

аудиторская организация должна установить политику или процедуры, направленные на:

 

 

(i)

выявление, оценку и устранение угроз несоблюдения соответствующих этических требований (см. пункт A117);

 

 

(ii)

выявление нарушений соответствующих этических требований, информирование о таких нарушениях, их оценку и сообщение о них в регулирующие органы. Кроме того, аудиторская организация обязана своевременно и надлежащим образом учитывать причины и последствия нарушений (см. пункты A118-A119);

 

(b)

аудиторская организация должна получить не реже одного раза в год документально оформленное подтверждение соблюдения требований независимости от всех сотрудников, которые согласно соответствующим этическим требованиям обязаны быть независимыми;

 

(c)

аудиторская организация должна установить политику или процедуры, направленные на сбор, расследование и урегулирование жалоб и заявлений в отношении невыполнения работы в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми требованиями законов и нормативных актов или в отношении несоблюдения политики или процедур, установленных аудиторской организацией в соответствии с настоящим МСК (см. пункты A120-A121);

 

(d)

аудиторская организация должна установить политику или процедуры, которые касаются обстоятельств, когда:

 

 

(i)

аудиторской организации после принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом или работы по определенному заданию становится известна информация, которая могла бы привести к отказу аудиторской организации от работы с клиентом или по определенному заданию, если бы эта информация была известна до принятия такого решения, или (см. пункты A122-A123)

 

 

(ii)

аудиторская организация обязана в соответствии с требованиями законов или нормативных актов принять решение о начале или продолжении работы с клиентом либо работы по определенному заданию (см. пункт A123);

 

(e)

аудиторская организация должна установить политику или процедуры, которые (см. пункты A124-A126):

 

 

(i)

требуют при проведении аудита финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, осуществлять информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление, в отношении того, каким образом система управления качеством помогает выполнять аудиторские задания на стабильно высоком уровне качества (см. пункты A127-A129);

 

 

(ii)

касаются случаев, когда по иным причинам следует информировать внешние стороны о своей системе управления качеством (см. пункт A130);

 

 

(iii)

касаются информации, которая должна быть предоставлена в случае информационного взаимодействия с внешними сторонами в соответствии с требованиями пунктов 34(e)(i) и 34(e)(ii), включая характер, сроки и объем, а также надлежащую форму информационного взаимодействия (см. пункты A131-A132);

 

(f)

аудиторская организация должна установить политику или процедуры, которые касаются проверок качества выполнения задания в соответствии с МСК 2 и требуют проведения проверки качества выполнения задания в случае:

 

 

(i)

аудита финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

 

 

(ii)

аудита или иных заданий, для которых проверка качества выполнения задания требуется законом или нормативным актом (см. пункт A133);

 

 

(iii)

аудита или иных заданий, для которых аудиторская организация установила, что проверка качества выполнения задания является надлежащим мероприятием в ответ на один или несколько рисков, связанных с качеством (см. пункты A134-A137).

Процесс мониторинга и устранения недостатков

35.

Аудиторская организация обязана организовать процесс мониторинга и устранения недостатков, чтобы (см. пункт A138):

 

(a)

своевременно предоставлять значимую и надежную информацию о разработке, внедрении и функционировании системы управления качеством;

 

(b)

предпринимать в отношении выявленных недостатков надлежащие действия, в результате которых недостатки будут своевременно устранены.

Разработка и осуществление мероприятий по мониторингу

36.

Аудиторская организация должна разработать и осуществить мероприятия по мониторингу, на основе которых она будет выявлять недостатки.

37.

При определении характера, сроков и объема мероприятий по мониторингу аудиторская организация должна принимать во внимание следующее (см. пункты A139-A142):

 

(a)

обоснования сложившейся оценки рисков, связанных с качеством;

 

(b)

структуру ответных мероприятий;

 

(c)

разработку процесса оценки рисков, а также процесса мониторинга и устранения недостатков в аудиторской организации (см. пункты A143-A144);

 

(d)

изменения в системе управления качеством (см. пункт A145);

 

(e)

результаты проведенных ранее мероприятий по мониторингу, в частности то, сохраняется ли актуальность проведенных ранее мероприятий в рамках оценки системы управления качеством в аудиторской организации и оказались ли эффективными меры по устранению выявленных ранее недостатков, и (см. пункты A146-A147)

 

(f)

прочую значимую информацию, включая жалобы и заявления в отношении невыполнения работы в соответствии с профессиональными стандартами и применимыми требованиями законов и нормативных актов или несоблюдения политики или процедур, установленных аудиторской организацией в соответствии с настоящим МСК, информацию, полученную в результате внешних проверок, а также информацию, полученную от поставщиков услуг (см. пункты A148-A150).

38.

Аудиторская организация обязана включить инспектирование завершенных заданий в свои мероприятия по мониторингу и должна определить, какие задания и каких руководителей задания следует включить в выборку. При этом аудиторская организация должна (см. пункты A141, A151-A154):

 

(a)

учитывать вопросы, указанные в пункте 37;

 

(b)

рассмотреть характер, сроки и объем прочих мероприятий по мониторингу, проведенных аудиторской организацией, а также задания и руководителей задания, в отношении которых они должны проводиться;

 

(c)

выбирать как минимум одно завершенное задание по каждому руководителю задания с регулярностью, определяемой аудиторской организацией.

39.

Аудиторская организация должна установить политику или процедуры, которые:

 

(a)

требуют, чтобы для проведения мероприятий по мониторингу назначались лица, обладающие надлежащими способностями и профессиональной компетентностью, в том числе достаточным временем, для эффективного проведения таких мероприятий;

 

(b)

учитывают объективность лиц, которые проводят мероприятия по мониторингу. Такая политика или процедуры должны запрещать членам рабочей группы или лицу, осуществляющему проверку качества выполнения задания, проводить какое-либо инспектирование в отношении данного задания (см. пункты A155-A156).

Оценка замечаний и выявление недостатков

40.

Аудиторская организация обязана провести оценку замечаний и установить, существуют ли недостатки, в том числе в самом процессе мониторинга и устранения недостатков (см. пункты A157-A162).

Оценка выявленных недостатков

41.

Аудиторская организация обязана оценить серьезность и всеобъемлющий характер выявленных недостатков посредством (см. пункты A161, A163-A164):

 

(a)

расследования первопричины (первопричин) выявленных недостатков. При определении характера, сроков и объема процедур, направленных на расследование первопричины (первопричин), аудиторская организация обязана учитывать характер выявленных недостатков и их потенциальный уровень серьезности (см. пункты A165-A169);

 

(b)

оценки влияния выявленных недостатков, по отдельности и в совокупности, на систему управления качеством.

Проведение мероприятий в связи с выявленными недостатками

42.

Аудиторская организация обязана разработать и внедрить мероприятия по устранению выявленных недостатков, в которых учтены результаты анализа первопричин (см. пункты A170-A172).

43.

Лицо или лица, на которых возложена ответственность за функционирование процесса мониторинга и устранения недостатков, обязаны оценить меры по устранению недостатков, чтобы установить:

 

(a)

разработаны ли они надлежащим образом для устранения выявленных недостатков и их соответствующей (соответствующих) первопричины (первопричин) и были ли они внедрены;

 

(b)

являются ли эффективными внедренные меры по устранению выявленных ранее недостатков.

44.

Если оценка указывает на то, что меры по устранению недостатков не разработаны и не внедрены должным образом либо являются неэффективными, лицо или лица, на которых возложена ответственность за функционирование процесса мониторинга и устранения недостатков, обязаны предпринять надлежащие действия, чтобы установить, что меры по устранению недостатков модифицированы надлежащим образом, чтобы они стали эффективными.

Замечания по определенному заданию

45.

Аудиторская организация обязана принимать меры в связи с обстоятельствами, при которых замечания указывают на то, что при выполнении одного или нескольких заданий были пропущены необходимые процедуры или, возможно, было выпущено ненадлежащее заключение. Ответные мероприятия аудиторской организации должны включать следующее (см. пункт A173):

 

(a)

принятие надлежащих мер для соблюдения соответствующих профессиональных стандартов и применимых требований законов и нормативных актов;

 

(b)

если заключение считается ненадлежащим, рассмотрение последствий и принятие надлежащих мер, в том числе рассмотрение вопроса о необходимости получения юридической консультации.

Постоянное информационное взаимодействие по вопросам мониторинга и устранения недостатков

46.

Лицо или лица, на которых возложена ответственность за функционирование процесса мониторинга и устранения недостатков, должны своевременно предоставить лицу или лицам, на которых возложена конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, и лицу или лицам, на которых возложена ответственность за функционирование системы управления качеством, следующую информацию (см. пункт A174):

 

(a)

описание проведенных мероприятий по мониторингу;

 

(b)

информацию о выявленных недостатках, в том числе об уровне серьезности и всеобъемлющем характере таких недостатков;

 

(c)

информацию о мерах по устранению выявленных недостатков.

47.

Аудиторская организация обязана сообщать о вопросах, описанных в пункте 46, рабочим группам и другим лицам, назначенным для выполнения мероприятий в рамках системы управления качеством, чтобы они могли принять своевременные и надлежащие меры в соответствии со своими обязанностями.

Требования сети или услуги сети

48.

В случаях, когда аудиторская организация входит в состав сети, она должна понимать в применимых случаях (см. пункты A19, A175):

 

(a)

требования, установленные сетью в отношении системы управления качеством в аудиторской организации, в том числе требования к аудиторской организации в части внедрения или использования ресурсов или услуг, разработанных или иным образом предоставленных сетью или посредством сети (то есть требования сети);

 

(b)

любые услуги или ресурсы, предоставленные сетью, и те, которые аудиторская организация решила внедрить или использовать при разработке, внедрении или обеспечении функционирования системы управления качеством в аудиторской организации (то есть услуги сети);

 

(c)

ответственность аудиторской организации в отношении любых действий, необходимых для внедрения требований сети или использования услуг сети (см. пункт A176).

 

Аудиторская организация продолжает нести ответственность в отношении своей системы управления качеством, в том числе в отношении профессиональных суждений, примененных при разработке, внедрении и обеспечении функционирования системы управления качеством. Аудиторская организация обязана не допустить, чтобы требования сети или использование услуг сети вступали в противоречие с требованиями настоящего МСК (см. пункт A177).

49.

На основании понимания, полученного согласно пункту 48, аудиторская организация обязана:

 

(a)

установить, насколько требования сети или услуги сети уместны для системы управления качеством в аудиторской организации и каким образом они учитываются в этой системе, в том числе каким образом они должны быть внедрены (см. пункт A178);

 

(b)

оценить, требуется ли аудиторской организации (если да, то каким образом) адаптировать или дополнить требования сети или услуги сети, чтобы они подходили для использования в ее системе управления качеством (см. пункты A179-A180).

Мероприятия по мониторингу, выполняемые сетью в отношении системы управления качеством в аудиторской организации

50.

В обстоятельствах, когда сеть выполняет мероприятия по мониторингу в отношении системы управления качеством в аудиторской организации, аудиторская организация обязана:

 

(a)

определить влияние выполняемых сетью мероприятий по мониторингу на характер, сроки и объем мероприятий по мониторингу, выполняемых аудиторской организацией в соответствии с требованиями пунктов 36-38;

 

(b)

установить обязанности аудиторской организации в отношении мероприятий по мониторингу, включая любые связанные с этим действия, предпринимаемые аудиторской организацией;

 

(c)

в рамках оценки замечаний и выявления недостатков, как указано в пункте 40, своевременно получить результаты мероприятий по мониторингу от сети (см. пункт A181).

Мероприятия по мониторингу, проводимые сетью в отношении всех организаций, входящих в сеть

51.

Аудиторская организация должна:

 

(a)

понять общий объем мероприятий по мониторингу, проводимых сетью в отношении всех организаций, входящих в сеть, в том числе мероприятий по мониторингу, которые проводятся для того, чтобы установить, что требования сети были надлежащим образом внедрены во всех организациях, входящих в сеть, и определить, каким образом сеть будет информировать аудиторскую организацию о результатах своих мероприятий по мониторингу;

 

(b)

не реже одного раза в год получать информацию от сети об общих результатах мероприятий сети по мониторингу в отношении всех организаций, входящих в сеть, если применимо, и (см. пункты A182-A184):

 

 

(i)

предоставлять информацию рабочим группам и другим лицам, назначенным для выполнения мероприятий в рамках системы управления качеством, в установленном порядке, чтобы они могли предпринять оперативные и надлежащие действия в соответствии со своими обязанностями;

 

 

(ii)

рассматривать влияние информации на систему управления качеством в аудиторской организации.

Недостатки требований сети или услуг сети, выявленные аудиторской организацией

52.

Если аудиторская организация выявила недостатки требований сети или услуг сети, аудиторская организация обязана (см. пункт A185):

 

(a)

предоставить сети уместную информацию о выявленном недостатке;

 

(b)

в соответствии с пунктом 42 разработать и внедрить меры по устранению последствий недостатка, выявленного в требованиях сети или услугах сети (см. пункт A186).

Оценка системы управления качеством

53.

Лицо или лица, на которых возложена конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, должны оценить от имени аудиторской организации систему управления качеством. Оценку необходимо проводить на определенный момент времени и выполнять не реже одного раза в год (см. пункты A187-A189).

54.

На основании оценки лицо или лица, на которых возложена конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, обязаны от имени аудиторской организации сделать один из следующих выводов (см. пункты A190, A195):

 

(a)

система управления качеством обеспечивает аудиторской организации разумную уверенность в том, что цели системы управления качеством выполняются (см. пункт A191);

 

(b)

кроме вопросов, связанных с выявленными недостатками, которые оказывают значительное, но не всеобъемлющее влияние на разработку, внедрение и функционирование системы управления качеством, система управления качеством обеспечивает аудиторской организации разумную уверенность в том, что цели системы управления качеством выполняются, или (см. пункт A192)

 

(c)

система управления качеством не обеспечивает аудиторской организации разумную уверенность в том, что цели системы управления качеством выполняются (см. пункты A192-A194).

55.

Если лицо или лица, на которых возложена конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, приходят к выводу, изложенному в пунктах 54(b) или 54(c), аудиторская организация обязана (см. пункт A196):

 

(a)

принять своевременные и надлежащие меры;

 

(b)

проинформировать:

 

 

(i)

рабочую группу и других лиц, назначенных для выполнения мероприятий в рамках системы управления качеством, в объеме, соответствующем их обязанностям (см. пункт A197);

 

 

(ii)

внешние стороны в соответствии с политикой или процедурами, установленными в аудиторской организации, согласно требованиям пункта 34(e) (см. пункт A198).

56.

Аудиторская организация обязана проводить периодическую оценку результатов работы лица или лиц, на которых возложена конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, и лица или лиц, на которых возложена ответственность за функционирование системы управления качеством. При этом аудиторская организация должна учитывать оценку системы управления качеством (см. пункты A199-A201).

Документация

57.

Аудиторская организация обязана подготовить документацию по своей системе управления качеством, которая была бы достаточной для (см. пункты A202-A204):

 

(a)

обеспечения единообразного понимания персоналом системы управления качеством, включая понимание сотрудниками своих функций и обязанностей в отношении системы управления качеством и выполнения заданий;

 

(b)

обеспечения последовательного внедрения и проведения ответных мероприятий;

 

(c)

подтверждения разработки, внедрения и проведения ответных мероприятий, чтобы лицо или лица, на которых возложены конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, имели возможность оценить такую систему.

58.

В подготовленной документации аудиторская организация должна отразить:

 

(a)

сведения о лице или лицах, на которых возложены конечная ответственность и обязанность отчитываться о системе управления качеством, а также ответственность за функционирование системы управления качеством;

 

(b)

цели аудиторской организации в области обеспечения качества и риски, связанные с качеством (см. пункт A205);

 

(c)

описание мероприятий в ответ на риски и описание того, каким образом ответные мероприятия аудиторской организации снижают риски, связанные с качеством;

 

(d)

в отношении процесса мониторинга и устранения недостатков:

 

 

(i)

доказательства проведения мероприятий по мониторингу;

 

 

(ii)

оценку замечаний и выявленных недостатков и их соответствующую первопричину (соответствующие первопричины);

 

 

(iii)

меры по устранению выявленных недостатков и оценку разработки и внедрения данных мер по устранению недостатков;

 

 

(iv)

предоставление информации по вопросам мониторинга и устранения недостатков;

 

(e)

основание для вывода, сделанного в соответствии с требованиями пункта 54.

59.

Аудиторская организация обязана документально оформить вопросы, указанные в пункте 58, если они относятся к требованиям сети или услугам сети, а также оценку требований сети или услуг сети в соответствии с пунктом 49(b) (см. пункт A206).

60.

Аудиторская организация обязана установить временной период для хранения документации по системе управления качеством, который должен быть достаточным для того, чтобы аудиторская организация могла проводить мониторинг разработки, внедрения и функционирования системы управления качеством в аудиторской организации, либо более длительный период, если это требуется законом или нормативным актом.