Действующий

Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения"

Приложение 4
(см. пункты 14(a), 24(a)(ii), А25-А28, А118)

     

     Вопросы для рассмотрения при получении представления о работе службы внутреннего аудита организации



В настоящем приложении представлены дополнительные вопросы, которые необходимо рассмотреть при получении представления о работе службы внутреннего аудита организации, если она имеется.

Цели и объем работы службы внутреннего аудита

1. Цели и объем работы службы внутреннего аудита, характер ее обязанностей и ее статус в организации, в том числе полномочия и подчиненность, сильно различаются и зависят от размера, сложности операций и структуры организации, а также требований руководства и, в соответствующих случаях, лиц, отвечающих за корпоративное управление. Эти вопросы могут регулироваться положением о службе внутреннего аудита или установленным заданием.

2. В обязанности службы внутреннего аудита может входить выполнение процедур и оценка их результатов с целью обеспечения уверенности как руководства, так и лиц, отвечающих за корпоративное управление, в отношении структуры и эффективности управления рисками, системы внутреннего контроля и процессов корпоративного управления в организации. В таком случае служба внутреннего аудита может играть важную роль в процессе мониторинга системы внутреннего контроля организации. Однако обязанности службы внутреннего аудита могут быть сосредоточены на оценке экономичности, эффективности и результативности операций, и в этом случае работа службы внутреннего аудитора может быть напрямую не связана с составлением финансовой отчетности организации.

Направление запросов службе внутреннего аудита

3. Если у организации имеется служба внутреннего аудита, направление запросов соответствующим сотрудникам службы может обеспечить предоставление информации, которая будет полезна аудитору в получении понимания деятельности организации и ее окружения, применимой концепции подготовки финансовой отчетности и системы внутреннего контроля организации, а также в выявлении и оценке рисков существенного искажения на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок. При выполнении своей работы служба внутреннего аудита, по всей вероятности, глубоко изучила деятельность и бизнес-риски организации и могла получить результаты по итогам проделанной работы, такие как выявленные недостатки системы контроля или риски, которые могут быть значимы для получения аудитором понимания деятельности организации и ее окружения, применимой концепции финансовой отчетности и системы внутреннего контроля организации, а также для оценки аудитором рисков и других аспектов аудита. Следовательно, запросы аудитора направляются независимо от того, предполагает ли он использовать работу службы внутреннего аудита с целью изменения характера или сроков проведения или сокращения объема планируемых аудиторских процедур. Особое значение могут иметь запросы в отношении вопросов, которые служба внутреннего аудита обсуждала с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и результатов процесса собственной оценки рисков внутреннего аудита.

________________

Соответствующие требования содержатся в МСА 610 (пересмотренном, 2013 г.).

4. Если с учетом ответов на запросы аудитора становится очевидно, что есть результаты, которые могут иметь отношение к составлению финансовой отчетности организации и аудиту финансовой отчетности, аудитор может счесть целесообразным ознакомиться с соответствующими отчетами службы внутреннего аудита. Примеры отчетов службы внутреннего аудита, которые могут иметь значение, включают документы по планированию и стратегии деятельности службы и отчеты, подготовленные для руководства или лиц, отвечающих за корпоративное управление, с описанием результатов проверок, проведенных службой внутреннего аудита.

5. Кроме того, в соответствии с МСА 240, если служба внутреннего аудита предоставляет аудитору информацию о фактических, потенциальных или предполагаемых недобросовестных действиях, аудитор учитывает ее при выявлении риска существенных искажений вследствие недобросовестных действий.

________________

МСА 240, пункт 19.

6. Соответствующие сотрудники службы внутреннего аудита, которым направляются запросы, являются лицами, которые, согласно суждению аудитора, имеют надлежащие знания, опыт и полномочия, например руководитель службы внутреннего аудита или, в зависимости от обстоятельств, иные сотрудники службы. Аудитор также может счесть целесообразным проводить периодически встречи с этими сотрудниками.

Рассмотрение функций службы внутреннего аудита в процессе получения понимания в отношении контрольной среды

7. В процессе получения понимания в отношении контрольной среды аудитор может рассмотреть вопрос о том, какие меры были приняты руководством в ответ на результаты работы и рекомендации службы внутреннего аудита в отношении выявленных недостатков системы контроля, относящихся к подготовке финансовой отчетности, в частности, были ли такие меры реализованы и каким образом, а также проводилась ли их последующая оценка службой внутреннего аудита.

Рассмотрение роли службы внутреннего аудита в процессе мониторинга системы внутреннего контроля организации

8. Если обязанности службы внутреннего аудита и ее деятельность по обеспечению уверенности по своему характеру связаны с составлением финансовой отчетности организации, аудитор может также использовать работу службы внутреннего аудита, чтобы изменить характер, сроки или сократить объем аудиторских процедур, которые должны быть выполнены непосредственно аудитором для получения аудиторских доказательств. Использование аудиторами результатов работы службы внутреннего аудита организации более вероятно, когда, например, опыт проведения предыдущего аудита или выполненные аудитором процедуры оценки рисков свидетельствуют, что служба внутреннего аудита обладает достаточными и надлежащими ресурсами, соответствующими сложности структуры организации и характеру ее деятельности, и подотчетна непосредственно лицам, отвечающим за корпоративное управление.

9. Если, основываясь на предварительном понимании деятельности службы внутреннего аудита, аудитор планирует использовать ее работу для изменения характера, сроков или сокращения объема планируемых аудиторских процедур, применяется МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.).

10. Как более подробно рассматривается в МСА 610 (пересмотренном, 2013 г.), деятельность службы внутреннего аудита отлична от других средств контроля по мониторингу, которые могут иметь отношение к составлению финансовой отчетности, таких как проверки данных управленческой отчетности, проводимые с целью определить, каким образом организация предотвращает или выявляет искажения.

11. Установление информационного взаимодействия с соответствующими сотрудниками службы внутреннего аудита на ранних этапах выполнения задания и поддержание такого взаимодействия в течение всего аудита способствует эффективному обмену информацией. Это создает среду, в которой аудитор может быть проинформирован о значимых вопросах, которые могли привлечь внимание службы внутреннего аудита, если они могут повлиять на работу аудитора. Важность планирования и проведения аудита с профессиональным скептицизмом, включая сохранение бдительности в отношении информации, которая ставит под вопрос надежность документов и ответов на запросы, которые предполагается использовать в качестве аудиторских доказательств, рассматривается в МСА 200. Следовательно, информационное взаимодействие со службой внутреннего аудита в течение всего аудита может предоставить внутренним аудиторам возможность довести такую информацию до сведения аудитора. После чего аудитор может принять во внимание эту информацию при выявлении и оценке рисков существенного искажения.

________________

МСА 200, пункт 7.