ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 марта 2022 года N 188-р


Об утверждении Концепции внедрения автоматизации и диспетчеризации приборов учета коммунальных ресурсов в Республике Саха (Якутия) на 2022 - 2030 годы



В соответствии с пунктом 2 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. N 145 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)":


1. Утвердить прилагаемую Концепцию внедрения автоматизации и диспетчеризации приборов учета коммунальных ресурсов Республики Саха (Якутия) на 2022 - 2030 годы (далее - Концепция).


2. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Емельянов В.П.):


1) до 1 мая 2022 года разработать и утвердить план мероприятий (дорожную карту) по реализации настоящей Концепции;


2) ежегодно до 1 февраля обеспечить представление в Правительство Республики Саха (Якутия) информации о ходе реализации настоящей Концепции.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при осуществлении своих полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства руководствоваться положениями настоящей Концепции.


4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 10 марта 2022 г. N 188-р



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ ПРИБОРОВ УЧЕТА КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2022 - 2030 ГОДЫ



1. Общие положения


1.1. Основаниями для разработки Концепции в области внедрения автоматизации и диспетчеризации приборов учета коммунальных ресурсов в жилищном фонде, на объектах генерации, бюджетной сферы и иных объектах в Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) являются:


1) статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ);


2) абзац седьмой подпункта "в" пункта 2 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. N 145 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)";


3) Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия), утвержденная Главой Республики Саха (Якутия) 19 августа 2021 г.


1.2. Концепция внедрения автоматизации и диспетчеризации приборов учета коммунальных ресурсов - механизм организации процесса сбора сведений по показаниям приборов учета:


1) о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя;


2) о количестве тепловой энергии и водоснабжения в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды;


3) о количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета с использованием телеметрических систем и/или систем дистанционного снятия показаний с объектов генерации, объектов бюджетной сферы и многоквартирных домов Республики Саха (Якутия).


1.3. В Концепции применяются следующие понятия и определения:


АСТКУ - автоматизированная система технологического и коммерческого учета производства и потребления энергетических ресурсов и воды;


верификатор - посредник, подтверждающий соответствие сообщаемых сведений критериям истинности;


верхний уровень потоков информации - система и (или) комплекс систем по сбору, аккумулированию и анализу данных с других систем, а также конечного использования данных;


диспетчеризация объектов генерации - совокупность мероприятий по установке системы удаленного доступа и управления, позволяющая отслеживать и корректировать технологический цикл их функционирования;


единая информационная система приборов учета (ЕИСПУ) - информационная система и (или) комплекс информационных систем, обеспечивающих сбор (в том числе с других локальных систем), аккумулирование и анализ данных приборов учета коммунальных ресурсов;


"закрытый" протокол передачи данных - стандарт передачи данных, который используется очень узким кругом производителей. Передача данных осуществляется на закрытой "лицензируемой" частоте (например, протокол LpWan (XNB);


иные объекты - это объекты, подключенные к централизованным системам электро-, водо-, тепло- и водоснабжения;


ИПУ - индивидуальный прибор учета потребления энергоресурсов и воды;


мероприятие (проект) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - мероприятие, направленное на реализацию технологических энергоэффективных мер по диспетчеризации и (или) автоматизации системы расчетов потребления по данным приборов учета;


МКД - многоквартирный дом;


нижний уровень потоков информации - система и (или) комплекс систем по сбору, аккумулированию и анализу данных непосредственно с приборов учета коммунальных ресурсов;


оборудование - совокупность объектов и технологий, соответствующих следующему:


оборудование по автоматизации, диспетчеризации и дистанционному контролю функционирования источников генерации тепловой энергии, объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе программное обеспечение для обеспечения работоспособности данного оборудования;


оборудование по автоматизации, диспетчеризации и дистанционному контролю функционирования тепловых сетей, сетей водоснабжения и водоотведения, в том числе программное обеспечение для обеспечения работоспособности данного оборудования;


объекты бюджетной сферы - некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;


объекты генерации - источники генерации выработки тепловой энергии, горячей и холодной воды, где расположен комплекс устройств, размещенных в специальных помещениях и служащих для выработки тепловой энергии;


ОДПУ - общедомовой прибор учета потребления энергоресурсов и воды и/или общеобъектовый прибор учета на объектах бюджетной сферы;


"открытый" протокол передачи данных - стандарт передачи данных, который свободно могут использовать любые производители. Передача данных осуществляется на "открытой" нелицензированной частоте (например, протокол LoRaWan);


потребитель - собственник жилого помещения многоквартирного дома или хозяйствующий субъект, потребляющий коммунальные ресурсы по централизованным инженерным сетям;


РСО - организации, осуществляющие поставку коммунальных ресурсов потребителям по экономически обоснованным тарифам;


субсидия - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на возмещение затрат хозяйствующим субъектам на приобретение оборудования в рамках реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;


субсидия ОКК - субсидия на возмещение недополученных доходов или финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги;


тепловая сеть - совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до потребителей;


"умный" прибор учета - прибор учета коммунальных ресурсов потребления холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, кроме индивидуального газоснабжения, способный самостоятельно или при помощи дополнительного оборудования осуществлять централизованную автоматизированную передачу данных;


хозяйствующий субъект - юридическое лицо (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою основную деятельность на территории Республики Саха (Якутия) и претендующие на право получения субсидии;


цифровая инфраструктура ЖКХ - применение новых технологий в сфере ЖКХ, имеющих прямое влияние на качество жизни горожан; цифровые технологии, позволяющие собирать и агрегировать данные, анализ которых показывает насколько эффективно функционирует система услуг в сфере ЖКХ, где ее слабые места, как можно перераспределить ресурсы и адаптировать процессы;


цифровая трансформация - процесс перехода от одного технологического уклада к другому посредством широкомасштабного использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности;


цифровизация - новый этап автоматизации и информатизации экономической деятельности и государственного управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование для решения задач производства или управления информационно-коммуникационных технологий, но также накопление и анализ с их помощью больших данных в целях прогнозирования ситуации, оптимизации процессов и затрат, привлечения новых контрагентов и т.д.; процесс, изменяющий модели ведения бизнеса, поведение потребителей, роль человека в производственных процессах, организацию производства и работу органов власти.



2. Основные вызовы (проблемы)


2.1. Основными вызовами (проблемами) внедрения автоматизации и диспетчеризации приборов учета являются:


1) низкий уровень оснащенности приборами учета в жилищном фонде, в бюджетной сфере, на объектах генерации и в коммерческих учреждениях;


2) отсутствие достоверных и прозрачных данных по начислениям за жилищно-коммунальные услуги и взносов для потребителей и исполнителей услуг;


3) высокая бюджетная нагрузка субсидий ОКК;


4) несоответствие установленных приборов учета современным технологиям;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»