ЗАКОН

ПЕРМСКОГО КРАЯ

от 5 апреля 2022 года N 59-ПК


О правовом просвещении граждан на территории Пермского края



Принят
Законодательным Собранием
Пермского края
17 марта 2022 года


Настоящий Закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы правового просвещения граждан на территории Пермского края, определяет основные цели, задачи, принципы, формы правового просвещения граждан, а также полномочия органов государственной власти Пермского края, государственных органов Пермского края, должностных лиц в сфере правового просвещения граждан.



Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:


1) правовое просвещение граждан - целенаправленная и систематическая деятельность субъектов правового просвещения, направленная на формирование и развитие правовой культуры, правосознания и правовой грамотности граждан;


2) правовая культура граждан - формируемый под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения общий уровень правовых знаний, позволяющий трансформировать их в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;


3) субъекты правового просвещения граждан - органы государственной власти Пермского края, государственные органы Пермского края, а также Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае, организации (учреждения), подведомственные исполнительным органам государственной власти Пермского края, осуществляющие правовое просвещение граждан;


4) система правового просвещения - совокупность нормативно-правовых и организационных условий, субъектов правового просвещения, форм и мероприятий, а также результатов правового просвещения.



Статья 2. Основные цели и задачи правового просвещения граждан


1. Основными целями правового просвещения граждан являются:


1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;


2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;


3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;


4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.


2. Достижение указанных целей правового просвещения граждан осуществляется посредством решения следующих задач:


1) создание условий, обеспечивающих формирование и развитие правовой культуры и правосознания граждан;


2) профилактика правонарушений и преступлений;


3) содействие гражданам в реализации и защите их прав, свобод, законных интересов, понимании своих обязанностей и добросовестном их исполнении;


4) разъяснение гражданам положений нормативных правовых актов, необходимости соблюдения ими правовых норм, а также уважения прав, свобод и законных интересов других лиц;


5) расширение доступа граждан, в том числе относящихся к социально незащищенным группам населения, к правовой информации;


6) участие субъектов правового просвещения граждан в мероприятиях по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;


7) обеспечение взаимодействия субъектов правового просвещения граждан с общественными объединениями в сфере правового просвещения граждан.



Статья 3. Основные принципы правового просвещения граждан


Правовое просвещение граждан основывается на следующих принципах:


1) принцип плановости - систематизированное, всестороннее и детализированное планирование деятельности субъектов правового просвещения граждан;


2) принцип последовательности - поэтапное, планомерное формирование системы правового просвещения граждан, постепенное включение в нее новых элементов;


3) принцип всеобщности - распространение правового просвещения граждан на все социальные группы населения, осуществление мероприятий по правовому просвещению в отношении максимального количества граждан;


4) принцип дифференцированности - разнообразие подходов к организации и проведению мероприятий по правовому просвещению граждан в отношении разных категорий населения, возрастных и профессиональных групп;


5) принцип своевременности - оперативное информирование граждан об изменениях законодательства в рамках мероприятий по правовому просвещению с учетом актуальности таких изменений, а также разъяснение их значения.



Статья 4. Полномочия органов государственной власти Пермского края, государственных органов Пермского края, должностных лиц в сфере правового просвещения граждан


1. Законодательное Собрание Пермского края:


1) принимает законы и иные нормативные правовые акты Пермского края;


2) контролирует исполнение законов Пермского края, а также иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Пермского края, в сфере правового просвещения граждан;


3) утверждает расходы бюджета Пермского края, направленные на реализацию государственных программ Пермского края и иных мероприятий в сфере правового просвещения граждан;


4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.


2. Губернатор Пермского края:


1) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;


2) образовывает совещательные, координационные органы в сфере правового просвещения граждан, утверждает положения о них;


3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.


3. Правительство Пермского края:


1) разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан на территории Пермского края;


2) принимает нормативные правовые акты, в том числе утверждает государственные программы Пермского края, предусматривающие мероприятия в сфере правового просвещения граждан;


3) организовывает мероприятия по правовому просвещению;


4) обеспечивает взаимодействие субъектов правового просвещения граждан;


5) проводит в соответствии с законодательством мониторинг деятельности организаций (учреждений), подведомственных исполнительным органам государственной власти Пермского края, в сфере правового просвещения граждан;


6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.


Указанные полномочия осуществляются Правительством Пермского края непосредственно и (или) уполномоченными им исполнительными органами государственной власти Пермского края, если иное не установлено законодательством.


4. Государственные органы Пермского края, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае осуществляют полномочия в сфере правового просвещения граждан в пределах компетенции в соответствии с законодательством.



Статья 5. Государственные программы Пермского края, предусматривающие мероприятия в сфере правового просвещения граждан


Для достижения целей правового просвещения граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края разрабатываются, утверждаются и реализуются государственные программы Пермского края, содержащие мероприятия в сфере правового просвещения граждан.



Статья 6. Формы правового просвещения граждан


Правовое просвещение граждан осуществляется субъектами правового просвещения граждан в пределах их компетенции в следующих формах:


1) организация и проведение конференций, семинаров, лекций, выставок и иных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и повышение уровня правового сознания и правовой грамотности граждан;


2) размещение материалов по правовому просвещению граждан на официальных сайтах субъектов правового просвещения граждан в Пермском крае в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


3) подготовка и распространение информационно-разъяснительных и методических материалов, направленных на правовое просвещение граждан;


4) размещение в средствах массовой информации материалов с разъяснением законодательства и практики правоприменения, а также иных направленных на правовое просвещение граждан материалов;


5) размещение информационных стендов и (или) других технических средств аналогичного назначения для ознакомления граждан с информацией, направленной на правовое просвещение граждан на территории Пермского края;


6) иные формы, не противоречащие законодательству.



Статья 7. Совершенствование деятельности в сфере правового просвещения граждан

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»