Действующий

О региональной программе "Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2021 - 2025 годы" (с изменениями на 23 декабря 2023 года)



Таблица 18



Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)

Группа

Количество муниципальных образований

Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала

V

Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация

13

(Верхоянский район, Верхневилюйский район, Нюрбинский район, Оленекский район, Усть-Майский район, Сунтарский район, Намский район, Мегино-Кангаласский район, Усть-Алданский район, Горный район, Чурапчинский район, Амгинский район, Таттинский район)

1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения.

2. Приведение штатного расписания в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи.

6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе обеспечение жильем, предоставление единовременных выплат при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсация расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

IV

Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация

8

(Алданский район, Момский район, Кобяйский район, Эвено-Бытантайский район, Абыйский район, Вилюйский район, Жиганский район, Хангаласский район)

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов.

2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи.

6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе обеспечение жильем, предоставление единовременных выплат при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсация расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

III

Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Республики Саха (Якутия)

11

(Нижнеколымский район, Олекминский район, Томпонский район, Мирнинский район, Усть-Янский район, Анабарский район, Оймяконский район, Аллаиховский район, Нерюнгринский район, г. Якутск, Верхнеколымский район, Среднеколымский район)

1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров.

2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом.

3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности.

4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе обеспечение жильем, предосталвение единовременных выплат при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсация расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

II

Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

2

(Ленский район, Булунский район)

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников.

2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы, до 55-60%.

3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации.

4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности.

5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов.

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

I

Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

0

1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования, в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное).

2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2024 гг.).

3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских сотрудников, прибывающих на территории.

4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в республиканский центр на регулярной основе).

5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории.

6. Жесткий и постоянный контроль Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) программных мероприятий в целях устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров.

7. Включение в KPI вопроса кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления.

8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы, до 55-60%.

9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности.

10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.

11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях.

12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"


2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Саха (Якутия); корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициента геолокации; принятия нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Саха (Якутия), разработки плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Республики Саха (Якутия); проведения организационно-штатных мероприятий.


Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:


особенности половозрастного состава населения;


уровень и структура заболеваемости населения;


уровень и структура смертности населения;


географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.


Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.


Совместно с ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 393 человека, из них врач-аллерголог-иммунолог - 6, врач-гематолог - 1, врач-дерматовенеролог - 10, врач-инфекционист - 14, врач-нейрохирург - 5, врач общей практики (семейный врач) - 10, врач-онколог - 2, врач-оториноларинголог - 15, врач-офтальмолог - 4, врач-педиатр - 55, врач-педиатр участковый - 46, врач по медицинской реабилитации - 1, врач-профпатолог - 13, врач-психиатр - 6, врач-психиатр детский - 1, врач-психиатр-нарколог - 15, врач-пульмонолог - 3, врач-ревматолог - 1, врач-стоматолог - 18, врач-травматолог-ортопед - 15, врач-терапевт - 69, врач-терапевт участковый - 42, врач-уролог - 3, врач-фтизиатр - 14, врач-хирург - 2, врач-детский хирург - 6, врач-сердечно-сосудистый хирург - 3, врач-челюстно-лицевой хирург - 2, врач-эндокринолог - 2, врач-лабораторный генетик - 1, врач-рентгенолог - 6 и врач-судебно-медицинский эксперт - 2).


Потребность в среднем медицинском персонале на 2020 год составляет 438 специалистов с учетом возрастной нагрузки, в частности: фельдшеры - 7 человек, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 15 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 34 человека.


Помимо непосредственно дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно:


неравномерная концентрация медицинских работников в городах и дефицит их в сельской местности;