Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
В условиях экономической нестабильности, оказывающей влияние на обеспечение занятости населения, для предупреждения роста напряженности на рынке труда и дополнительной поддержки граждан предусматривается два мероприятия:
финансовое обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан;
финансовое обеспечение затрат работодателей на частичную оплату труда и материально-техническое оснащение при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простоя, временной приостановки работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников.
Общественные работы имеют социально полезную направленность и организовываются органами службы занятости для дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан. При этом в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
За счет бюджетных средств предполагается частично профинансировать расходы работодателя при организации им общественных работ для вышеуказанных категорий граждан. Размер возмещения затрат на заработную плату направленного на общественные работы гражданина равен величине минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент.
Работодатели получат возможность оперативно провести временные общественные работы, не отрывая квалифицированный персонал от основной работы. Одним из критериев отбора предприятий, организаций, планирующих проведение общественных работ, является отсутствие в организации ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Период занятости на общественных работах составляет не более 3 месяцев. Социально-экономический эффект от реализации данного мероприятия выражается в создании дополнительных временных рабочих мест и сохранении за счет этого кадрового потенциала предприятий, а также в обеспечении материальной поддержки граждан.
В целях принятия превентивных мер по смягчению негативных социально-экономических последствий в связи с введением санкций экономического характера в отношении Российской Федерации и дополнительной поддержки граждан, находящихся под риском увольнения, предусматривается мероприятие по организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения.
Обеспечение временной занятости позволит снизить напряженность на рынке труда, избежать социальной напряженности, поддержать доходы граждан, находящихся под риском увольнения в период вынужденного простоя предприятий, установления неполного рабочего времени или неполной рабочей недели. Мероприятие по организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения, позволит сохранить предприятиям кадровый потенциал. Кроме этого, на каждое временное рабочее место предусмотрено 10 тыс. руб. на материально-техническое обеспечение.
Предусматривается за счет бюджетных средств возместить работодателям расходы на частичную оплату труда трудоустроенных на временные работы граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения. Размер возмещения затрат на заработную плату трудоустроенного на временную работу гражданина равен величине минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент. Период временного трудоустройства составляет не более 3 месяцев.
Реализация мероприятия предполагает сохранение занятости, в том числе в организациях, включенных в перечень системообразующих организаций, дополнительную поддержку граждан, находящихся под риском увольнения.
Поддержка конкретных предприятий в целях снижения напряженности на рынке труда в 2022 году будет осуществляться только на основании информации о введении режимов неполной занятости и простоя, а также предстоящем увольнении, размещенной работодателями на единой цифровой платформе "Работа в России".
Ожидаемые результаты от реализации дополнительных мероприятий: сохранение социальной стабильности в обществе, недопущение критического роста напряженности на рынке труда, сохранение рабочих мест на предприятиях, проводящих импортозамещение продукции.