ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2022 года N 89


Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2022 - 2025 годах"

(с изменениями на 10 октября 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20.12.2022 N 569, от 15.03.2023 N 101, от 10.10.2023 N 440)




Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2022 - 2025 годах".



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 18 марта 2022 г. N 89



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ В 2022 - 2025 ГОДАХ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20.12.2022 N 569, от 15.03.2023 N 101, от 10.10.2023 N 440)




Паспорт Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2022 - 2025 годах"

Ответственный исполнитель программы

Комитет по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания

Соисполнители программы

Отсутствуют

Участники программы

Отсутствуют

Подпрограммы программы

Отсутствуют

Цели программы

Создание условий для стабильного развития пассажирского транспорта в Республике Северная Осетия-Алания, устойчивого и безопасного функционирования пассажирского транспорта, направленного на удовлетворение потребности населения в транспортных услугах

Задачи программы

Улучшение качества предоставления пассажирских транспортных услуг населению;

оптимизация структуры и обновление парков подвижного состава автотранспортных предприятий;

снижение эксплуатационных затрат автотранспортных предприятий;

повышение уровня заработной платы в транспортной отрасли республики;

обновление парков подвижного состава автотранспортных предприятий, в том числе и для маломобильных групп населения;

обеспечение реализации Программы на республиканском уровне

Целевые индикаторы и показатели программы

Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом (млн чел.);

доля парка подвижного состава, работающего на газомоторном топливе (%);

регулярность движения (%);

объем перевезенных пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении (тыс. чел.);

количество перевезенных граждан льготной категории (обучающиеся и воспитанники общеобразовательных организаций) в пригородном железнодорожном сообщении (тыс. чел.);

количество авиарейсов (парных рейсов);

количество приобретенных трамвайных вагонов (ед.)

Этапы и сроки реализации программы

2022 - 2025 годы

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания составляет 2 501 356,76 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 1 814 356,76 тыс. рублей;

2023 год - 687 000,00 тыс. рублей;

2024 год - 0,00 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей,

из них средства:

федерального бюджета - 1 700 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 1 700 000,00 тыс. рублей;

2023 год - 0,00 тыс. рублей;

2024 год - 0,00 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей;

республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 801 356,76 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 114 356,76 тыс. рублей;

2023 год - 687 000,00 тыс. рублей;

2024 год - 0,00 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10.10.2023 N 440)

Ожидаемые результаты реализации программы

Увеличение регулярности пассажирских перевозок автомобильным транспортом, увеличение объемов перевозок пассажиров, высокий социально-экономический эффект и повышение качества предоставляемых населению Республики Северная Осетия-Алания услуг.

К 2026 году планируется достижение следующих целевых индикаторов и показателей Программы:

объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом - 37,0 млн чел.;

доля парка подвижного состава, работающего на газомоторном топливе, - 32,5%;

регулярность движения - 80%;

объем перевезенных пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении - 74,0 тыс. чел.;

количество перевезенных граждан льготной категории (обучающиеся и воспитанники общеобразовательных организаций) в пригородном железнодорожном сообщении - 17,1 тыс. чел.;

количество авиарейсов - 63 парных рейса;

количество приобретенных трамвайных вагонов - 28 (ед.)

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20.12.2022 N 569)



I. Характеристика сферы реализации Государственной программы, ее текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития


Одним из важнейших факторов социально-политической и экономической стабильности в республике является надежная и эффективная работа пассажирского транспорта общего пользования. Его устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие служит необходимым условием повышения качества жизни населения.


По состоянию на 1 января 2022 года в Республике Северная Осетия-Алания действуют 3 пассажирских автотранспортных предприятия общего пользования и 1 муниципальное пассажирское предприятие, которые в соответствии с контрактами на выполнение государственных и муниципальных заказов обеспечивают перевозки пассажиров, в том числе и на социально значимых маршрутах. Кроме того, осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом по территории Республики Северная Осетия-Алания по нерегулируемым тарифам занимаются 130 перевозчиков различных форм собственности.


Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, его состояние в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень развития достаточным. Особенно в последние годы отмечается существенный спад в развитии данной отрасли республики.


Доля транспорта в валовом региональном продукте в 2019 году составила 4,2%. В 2020 году коэффициент обновления основных фондов в транспортной отрасли составил 1,8% (в 2012 г. - 0,8%), что существенно ниже, чем в целом по экономике республики, степень износа основных фондов транспорта составляла 63,5%.


Пассажирские перевозки транспортом общего пользования, выполняемые с предоставлением льгот по проезду, всегда являлись планово убыточными.


В настоящее время Республика Северная Осетия-Алания оказывает государственную поддержку предприятиям, выполняющим перевозки по регулируемым тарифам с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, на компенсацию потерь в доходах за счет бюджетных средств.


В республике существует сеть железных дорог, которая охватывает все районы. Пригородные пассажирские перевозки на территории Республики Северная Осетия-Алания осуществляет АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания".


На территории республики расположен аэропорт АО "Международный аэропорт Владикавказ", обеспечивающий предоставление услуг по наземному обслуживанию пассажиров и воздушных судов на должном уровне.


Для Республики Северная Осетия-Алания транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, осуществляя перевозки к местам потребления практически всей продукции, а также обеспечивая поездки населения с трудовыми, культурно-бытовыми и другими целями, транспорт оказывает влияние на жизнедеятельность республики.


Объем удовлетворения спроса на перевозки современной транспортной системой определяется уровнем развития необходимой транспортной инфраструктуры, ее географической и технологической доступности, а также балансом стоимости, скорости, своевременности, ритмичности, безопасности и устойчивости перевозок.


В Республике Северная Осетия-Алания существует достаточно развитая сеть железной дороги, действуют узловая железнодорожная станция Беслан и станции Владикавказ (опорная), Моздок, Дарг-Кох, Алагир, Ардон, Луковская, Осетиновская, Черноярская, Эльхотово.


Взаимодействие Республики Северная Осетия-Алания и руководства АО "Российские железные дороги" строится на основе взаимовыгодных партнерских отношений.


Из города Владикавказ отправляются поезда дальнего следования в города Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск и Анапа. Рейсы Владикавказ - Туапсе обслуживаются составами скоростных поездов "Ласточка".


Развито пригородное железнодорожное сообщение. Пригородные пассажирские перевозки на территории Республики Северная Осетия-Алания с декабря 2010 года осуществляет АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания".


Между Правительством Республики Северная Осетия-Алания и АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" ежегодно заключается договор об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Республики Северная Осетия-Алания, который направлен на удовлетворение потребностей жителей республики в безопасном и качественном транспортном обслуживании.


В целях обеспечения социальной поддержки обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций старше 7 лет, студентов очной формы обучения организаций среднего профессионального и высшего образования Правительство Республики Северная Осетия-Алания ежегодно устанавливает льготы по тарифам в размере 50 процентов от стоимости на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Северная Осетия-Алания.


Подписываются соглашения с перевозчиком на возмещение недополученных доходов, связанных с установлением разницы в тарифе и льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных организаций.


В начале 2018 года новым собственником АО "Международный аэропорт Владикавказ" стало ООО "Новапорт Холдинг".


Открыты региональные авиамаршруты в г. Сочи с частотой полетов 2 раза в неделю. При этом маршрут на город Сочи субсидируется из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Планируется также открыть новый авиамаршрут в г. Екатеринбург.


Открыты дополнительные рейсы в Москву. Помимо авиакомпаний "Сибирь", "ЮТэйр" и "Победа" пришли "Аэрофлот" и "Smartavia (Nordavia)". В настоящее время из Владикавказа летают самолеты во все аэропорты г. Москвы (Домодедово, Внуково, Шереметьево).


Планируется переход аэропорта на круглосуточный режим работы, что позволит принимать ночные рейсы, а также осуществлять ранние вылеты. Увеличена частота полетов в г. Санкт-Петербург.


Что касается автомобильного транспорта, то на состоянии пассажирского транспорта общего пользования отрицательно сказались рост цен на энергоносители, запасные части, несвоевременное обновление автобусного парка, усиление влияния на данный рынок индивидуальных перевозчиков, рост количества личного транспорта и большое число мелких частных перевозчиков, а также неприменение ежегодной индексации к действующему тарифу.


Рынок автотранспортных услуг оказался перенасыщен мелкими предприятиями, не отвечающими за безопасность, культуру обслуживания и качество предоставляемых услуг. Переход значительной доли автомобилей в частный сектор негативно сказался на уровне профессионализма субъектов пассажирских перевозок, экологии, безопасности дорожного движения, системе технического обслуживания автотранспорта.


В результате воздействия этих факторов объемы перевозок пассажиров снизились, ухудшились экологические и технические характеристики автобусов, задействованных в обслуживании маршрутной сети республики.


Транспортную систему Республики Северная Осетия-Алания в настоящее время образуют 130 крупных и мелких организаций различных форм собственности, из которых 2 - государственные, 1 - акционерное общество (100% пакет акций находится в государственной собственности), 1 - акционерное общество (100% пакет акций находится в муниципальной собственности) и 127 - частные перевозчики и индивидуальные предприниматели.


В ведении Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания находятся 2 государственных автотранспортных предприятия: ГУ АТП "Октябрьское", ГУ АТП "Автоколонна-1691".


В 2021 году предприятиями транспорта общего пользования было перевезено более 35,0 млн пассажиров. За рассматриваемый период объем пассажиропотока сократился более чем в два с половиной раза из-за эпидемиологической ситуации.


Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования




     (млн человек)

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021 год

Транспорт - всего

69,5

66,1

66,9

67,4

30,0

35,0

в том числе по видам:

железнодорожный

0,3

0,3

0,3

0,3

0,1

автобусный

64,8

61,2

62,0

62,9

26,8

35,0


Рисунок*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования




     (млн пассажиро-километров)

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021 год

Транспорт - всего

569,0

565,8

587,5

583,5

280,9

504,6

по видам:

автобусный

559,8

556,1

577,6

574,7

272,8

499,9

трамвайный

9,2

9,0

9,2

8,5

4,5

4,7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»