По состоянию на 01.01.2022 в Смоленской области функционирует 367 общеобразовательных организаций, в которых обучается 94576 человек.
С целью создания условий для получения качественного общего образования школьниками независимо от их места жительства реализован комплекс мер по информатизации образования и увеличению скорости подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Стабильным Интернетом обеспечены 100 процентов образовательных организаций области, увеличено количество образовательных организаций, подключенных к высокоскоростному Интернету.
На территории Смоленской области в целях формирования единого информационного образовательного пространства, а также предоставления (в том числе в электронном виде) государственных и муниципальных услуг в сфере образования успешно функционирует и развивается комплексная автоматизированная информационная система сбора и обработки информации об образовательных организациях Смоленской области (далее - АИС "Образование"). В настоящее время АИС "Образование" включает в себя модули: АИС "Электронный колледж", АИС "Запись в школу", АИС "Электронный дневник" и АИС "Электронный журнал".
В общеобразовательных организациях значительно улучшились условия для повышения качества образовательного процесса. В целом доля учащихся, обучающихся в современных условиях, составляет 100 процентов.
Основным направлением государственной политики в сфере общего образования должно стать обеспечение равного доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Важным направлением является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех школах Смоленской области современных условий обучения. Данная задача должна быть решена как за счет осуществления мероприятий по закупке современного оборудования, так и путем реализации территориальных сетей образования и социализации, предусматривающих кооперацию и интеграцию организаций различной ведомственной принадлежности, развитие системы дистанционного обучения.
Наряду с созданием базовых условий обучения проводятся мероприятия по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети "Интернет", цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Другим приоритетом в сфере общего образования является обеспечение учебной успешности каждого ребенка независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения основных общеобразовательных программ в дистанционной форме, инклюзивного образования, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации.
Стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования. Переход на обновленный федеральный государственный образовательный стандарт открывает возможности для распространения деятельностных (проектных, исследовательских) методов, позволяющих поддерживать у школьников интерес к учению на всем протяжении обучения, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, так и совместно с другими обучающимися в инклюзивных классах или в отдельных классах (группах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Условия для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья созданы в 43 дошкольных образовательных организациях и в 86 общеобразовательных организациях.
В Смоленской области функционирует 11 общеобразовательных организаций, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы. По состоянию на декабрь 2021 года в данных организациях обучалось свыше 1120 обучающихся школьного возраста. Кроме того, в регионе функционирует образовательная организация, реализующая адаптированные программы дошкольного образования, и на базе 2 общеобразовательных организаций функционируют дошкольные группы компенсирующей направленности. Дошкольное образование получают свыше 100 обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В Смоленской области функционирует центр дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором организовано дистанционное образование 220 обучающихся.
В целях оказания психолого-медико-педагогической помощи действует смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей" (далее - СОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей").