ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 09 октября 2010 года N 636-рп


О концепции краевой целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013 - 2017 годы)"



1. Утвердить прилагаемую концепцию краевой целевой программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Хабаровском крае (2013 - 2017 годы)" (далее - Программа).


2. Определить:


государственным заказчиком-координатором Программы - министерство молодежной политики, спорта и туризма края;


государственным заказчиком Программы - министерство промышленности, транспорта и связи края.


3. Министерству молодежной политики, спорта и туризма края (Лопатин С.И.) обеспечить разработку Программы и внесение ее на рассмотрение Правительства края до 01 января 2012 г.


4. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) при формировании краевого бюджета на 2011 год предусмотреть бюджетные расходы в размере 2,0 млн. рублей на разработку Программы.


5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра молодежной политики, спорта и туризма края Лопатина С.И.



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт



УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 09 октября 2010 г. N 636-рп



КОНЦЕПЦИЯ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ (2013 - 2017 ГОДЫ)"



I. Обоснование соответствия целей и задач краевой целевой программы целям и задачам социально-экономического развития Хабаровского края


Настоящая концепция краевой целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013 - 2017 годы)" (далее - Концепция и Программа соответственно) разработана на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., связанных с основными приоритетами социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, среди которых особо рассматриваются те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р (далее - Стратегия), одним из главных направлений социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона является стимулирование преобразования среды проживания населения, создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг, превышающих среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения.


С учетом обозначенных Стратегией приоритетных направлений развития туристского комплекса Хабаровского края (далее - край) основными целями, планируемыми для достижения в рамках Программы, являются:


- концентрация бюджетных средств для формирования на территории края современного конкурентоспособного туристского комплекса;


- повышение уровня координации действий краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по минимизации потерь и рисков, возникающих в ходе реализации Программы, по следующим направлениям:


развитие круизных видов туризма;


создание объектов туристско-рекреационного использования в пределах городских агломераций, в том числе туристско-рекреационного комплекса на о. Большой Уссурийский;


создание центров рекреационно-оздоровительного туризма на базе природных лечебных ресурсов.


Использование программно-целевого метода будет направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития туризма. Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных мероприятий и предотвратить освоение без ориентации на результат.


Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение его благосостояния, развитие малых предприятий в производственных секторах и сфере услуг.


Специфика деятельности предприятий туристического комплекса определяется устойчивой взаимосвязью с целым рядом отраслей экономики (строительство, транспорт, связь, гостиничное хозяйство, общественное питание, торговля, культура, страхование, реклама и другие).


В 2009 году свыше 70 процентов затрат туристских предприятий края составили расходы на приобретение услуг сторонних организаций, наибольший удельный вес среди которых заняли: услуги по размещению и проживание (48,8 процента), транспортные услуги (40,5 процента), питание (5,1 процента).


Высокий туристско-рекреационный потенциал края используется далеко не в полной мере ввиду отсутствия основных видов базовой инфраструктуры, несмотря на наличие широкого спектра потенциально привлекательных туристских объектов.


Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких проблем, как:


- высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);


- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;


- недостаточный уровень подготовки кадров и, соответственно, невысокое качество предоставляемых услуг.


Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках Программы позволит не только сконцентрировать необходимые средства на цели развития туристской отрасли, но и обеспечить повышение ее значимости в структуре экономической специализации края, увеличение налогового потенциала предприятий туристской сферы.


Разрабатываемая Программа характеризуется следующими принципиальными особенностями, отраженными в соответствующих разделах настоящей Концепции:


- системный характер основных целей и задач Программы, а также комплексный и единый методологический подход к их решению с учетом взаимосвязи (исключение дублирования и взаимное дополнение) с другими реализуемыми и планируемыми к реализации действиями государства, направленными на развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае;


- ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;


- запланированное применение новейших технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области создания и развития туристско-рекреационных комплексов и региональной туристской инфраструктуры, продвижения и рекламы туристских продуктов;


- конкурсный отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев;


- внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, в том числе посредством субсидирования процентных ставок по кредитам.



II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает край, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в крае.


Требуемый уровень конкурентоспособности туристского рынка края в средне- и долгосрочной перспективе не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности края, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.


Программно-целевой метод необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации решения определенных Концепцией проблем.


При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.


Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:


- масштаб и государственная значимость проблемы развития туристской отрасли;


- широкая сфера приложения и влияния целевых результатов Программы, их высокая социально-экономическая значимость;


- межотраслевой характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;


- необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования с проводимыми в рамках других краевых программ и ведомственной деятельности мероприятиями;


- необходимость нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организации эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения со стороны государства.



III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Сложившаяся в крае ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Действующие расходные обязательства края, а также расходные обязательства муниципальных образований в указанной сфере сформированы в основном за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере туризма.


Однако, несмотря на выделяемые средства, отсутствие Программы негативно отражается на состоянии внутреннего и въездного туризма и является сдерживающим фактором социально-экономического развития края. В сложившихся условиях невозможно обеспечить активное привлечение больших объемов частных инвестиций для реализации масштабных ключевых проектов формирования инфраструктуры туризма, в том числе создания конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров - групп географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки.


Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:


- слабо развитая, а в ряде случаев отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;


- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточное количество гостиниц и иных средств размещения, объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры на автомагистралях);


- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»