Действующий

Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Обеспечение защиты прав потребителей и развития торговой деятельности" и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым (с изменениями на 12 февраля 2024 года)




1. Оценка текущего состояния системы защиты прав потребителей, сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания Республики Крым


Развитие системы защиты прав потребителей является одной из приоритетных стратегических целей национальной политики Российской Федерации. Достижение ее происходит посредством создания равных и реальных условий для реализации гражданами своих законных прав и интересов в различных сферах жизни.


В Республике Крым Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, исполнительными органами Республики Крым и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым на постоянной основе проводится обмен информацией с целью разработки и принятия мер по профилактике нарушений в сфере защиты прав потребителей.


Представители исполнительных органов Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым регулярно принимают участие в выступлениях на телевидении, дают консультации гражданам и интервью в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах потребительского рынка товаров, работ и услуг. Активно проводится работа по просвещению населения в сфере финансовой грамотности.


Вопросы защиты прав потребителей в указанной сфере широко освещаются в региональных и федеральных средствах массовой информации ("Крымская газета", Радио "Спутник в Крыму", Телеканал "Миллет", "Судакские вести", ТРК "Крым-24 "Крымское информационное агентство", Лента новостей Крыма и др.).


Кроме того, Отделением по Республике Крым Центрального банка Российской Федерации проводятся мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, лекции в очном формате в центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в колледжах, общеобразовательных организациях Республики Крым.


Вместе с тем в настоящее время большую популярность приобрела реализация товаров (работ, услуг) через электронные платформы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", которые являются одной из самых динамично развивающихся сфер экономики, и их развитие способно расширить ассортимент реализуемых товаров (работ, услуг), снизить их стоимость и сделать их более доступными для потребителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения, малообеспеченных слоев населения.


Доля продаж посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в общем объеме оборота розничной торговли ежегодно увеличивается. Одновременно фиксируется ежегодный прирост жалоб потребителей в отношении хозяйствующих субъектов, чья деятельность по продаже товаров (работ, услуг) осуществляется посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


По мере глобального развития этого сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) недобросовестные участники рынка умело эксплуатируют правовую неграмотность потребителей в целях получения максимальной выгоды, что причиняет ущерб экономическим интересам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.


В этой связи для защиты прав потребителей требуется поддержание старых и разработка новых организационных подходов, объединение усилий исполнительных органов Республики Крым, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, обществ потребителей и других заинтересованных структур.


Кроме того, параллельно с вышеуказанными мерами необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы они могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз.


Торговая деятельность и сфера оказания бытовых услуг в Республике Крым представляет один из ведущих секторов экономики Республики Крым, его доля в структуре валового регионального продукта Республики Крым составляет 17,2%.


Оборот розничной торговли в 2022 году составил 372,4 млрд рублей, за период январь - октябрь 2023 года - 324,2 млрд рублей, что на 5,5% выше предыдущего периода. Оборот розничной торговли в 2023 году планируется на уровне 390,1 млрд рублей.


По итогам 2023 года предполагается рост валового регионального продукта Республики Крым на 2,0%. Положительный вклад в динамику будет обеспечен, в том числе объемом розничной торговли - на 0,3%.


Численность занятого населения Республики Крым в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания составляет более 250 тысяч человек.