Действующий

Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения (с изменениями на 30 июля 2024 года)



II. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ООПТ


Первые законы по охране лесных земель в Европе (Швейцарии и Англии) известны уже с XIV в. Причины принятия этих законов были разнообразны: от страха лавин и оползней в горных районах до нехватки строевой древесины и дров. Примерно в тот же период времени в Германии были приняты проекты по лесовосстановлению. Первые мероприятия, направленные на охрану лесов, в Коми крае датируются XVIII в., когда Петр I создавал русский флот. В петровское время леса стали собственностью государства. В обширных лесных районах Печорского, Вычегодского и Мезенского речных бассейнов было создано около 30 заказников, которые просуществовали до конца царствования Петра I (Гладкова, Гладков, 1974).


Охраной лесов, в частности от самовольных рубок, занимался специально созданный отдел при Адмиралтейской коллегии. В его ведении были леса, расположенные вдоль русел рек (Шутиков, Попова, 1997). Во время правления Екатерины II в 1780 - 1790-х гг. в Коми проводилась инвентаризация земель. Впоследствии лесные территории подразделили на крестьянские, государственно-крестьянские и государственные наделы (дачи). Кроме того, были выделены лесопокрытые участки под строительство чугунных заводов в Нювчиме, Нючпасе и Кажиме.


В конце XVIII - начале XIX в. в России был образован Департамент лесного хозяйства и проведена реформа местного управления лесными ресурсами (Шутиков, Попова, 1997; Шутиков, 1999). Департамент лесного хозяйства распоряжался всеми лесами территории за исключением тех, которые находились в частном владении. В обязанности его специалистов входили лесопользование и проведение лесомелиоративных работ, а также защита леса от самовольных рубок и пожаров. Из свободных крестьян был набран корпус лесничих, в чьи обязанности входило следить за порядком в лесах и не допускать распространения лесных пожаров. В 1869 г. началась вербовка наемных инспекторов, лесничих и егерей.


Необъятные лесные массивы Коми края, которые достаточно сильно удалены от центра России, долго оставались малоизученными. К 1917 году только 4% лесов региона числились в лесопользовании и 38% были обследованы. Абсолютно неисследованными оставались бескрайние водораздельные территории бассейна р. Печора, расположенные на удалении более 10 км от русел рек (Шутиков, Попова, 1997).


Эффективность лесоохранных работ была низкой, поскольку обширные лесные массивы охранял штат лесничих и егерей общей численностью менее 300 человек. Местные жители не могли удовлетворить свои потребности в древесине в границах отведенных им наделов и часто проводили незаконные рубки в государственных лесах (Шутиков, Попова, 1997; Шутиков, 1999).


Первые упоминания об охране лесов в Республике Коми после Октябрьской революции, датируются 1922 годом в связи с организацией лесозащитных полос вдоль реки Луза (Ношульское лесничество). В 1926 году Коми облисполком издал обязательное постановление, продленное и в следующем году, запрещавшее вырубку кедровых деревьев (Гладков, 1986).


В конце 1920-х годов в регионе были начаты исследования, направленные на выявление территорий, пригодных для организации объектов заповедного фонда. Еще в 1912 году охотовед С.Г.Нат указывал на важность территории предгорных и горных ландшафтов на междуречье рек Илыч и Печора для охраны соболя (Martes zibellina). Однако практическое решение проблемы затянулось более чем на 15 лет, и лишь в 1929 году в этот район была направлена научная экспедиция под руководством Ф.Ф.Шиллингера, подготовившая обоснование для организации заповедника (Шиллингер, 1929). Официальное постановление Правительства РСФСР об образовании заповедника (в то время он назывался Печорским) было принято 4 мая 1930 года. Основная цель заповедника первоначально была определена как восстановление численности ценных охотничье-промысловых животных - бобра, соболя, лося, дикого северного оленя. В 1932 году заповедник получил статус научно-исследовательского учреждения. После организации Печоро-Илычского заповедника новые ООПТ в регионе не создавались в течение почти 30 лет. Лишь начиная с 1959 г., в связи с организацией Комиссии по охране природы при Президиуме Коми филиала Академии наук СССР (ныне Федеральный исследовательский центр "Коми научный центр Уральского отделения РАН") начались систематические исследования для создания региональной системы ООПТ (Непомилуева, 1971; Непомилуева, Лащенкова, 1993; Дегтева, 1997; Таскаев, Дегтева 1999; Дегтева 2000; Особо охраняемые ..., 2011; Кадастр ..., 2014).


Основополагающими при организации сети ООПТ стали следующие принципы:


сохранение в неизменном состоянии уникальных природных комплексов и объектов, которые в настоящее время под воздействием антропогенного пресса сокращают свою площадь;


сохранение в естественном состоянии типичных для различных географических подзон природных комплексов и объектов, которым грозят уничтожение и деградация;


принятие мер к сохранению генофонда растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;


удовлетворение рекреационных потребностей людей.


Они не утратили своей актуальности и сегодня.


К середине 1970-х гг. на основе рекомендаций Комиссии по охране природы были учреждены четыре ландшафтных заказника и 14 заказников для охраны кедра сибирского, объявлены памятниками природы более 20 уникальных природных образований (Особо охраняемые ..., 2011).