ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2022 года N 114


Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения

(с изменениями на 30 июля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 31.05.2022 N 260, от 18.05.2023 N 238, от 26.06.2023 N 285, от 27.06.2023 N 291, от 09.11.2023 N 524, от 22.03.2024 N 135, от 30.07.2024 N 325)




В соответствии с Законом Республики Коми "Об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения в Республике Коми" и постановлением Правительства Республики Коми от 8 мая 2019 г. N 221 "Об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения в Республике Коми" Правительство Республики Коми постановляет:


1. Утвердить Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.



Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр экономического развития
и промышленности
Республики Коми
Э.АХМЕЕВА



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 9 марта 2022 г. N 114
     (приложение)



СХЕМА РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 31.05.2022 N 260, от 18.05.2023 N 238, от 26.06.2023 N 285, от 27.06.2023 N 291, от 09.11.2023 N 524, от 22.03.2024 N 135, от 30.07.2024 N 325)




I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения (далее - Схема) разработана во исполнение Закона Республики Коми "Об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения в Республике Коми" в соответствии с требованиями к составу схемы, порядку ее разработки, согласования и утверждения (постановление Правительства Республики Коми от 8 мая 2019 г. N 221). Схема отражает состояние действующей системы особо охраняемых природных территорий в Республике Коми (далее - ООПТ) и план ее развития для наиболее эффективного сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение с учетом наличия защитных лесов и иных зон с особыми условиями хозяйственного использования территорий, необходимых для создания надежного экологического каркаса, обеспечивающего экологическую безопасность Республики Коми.


При разработке Схемы учтены перспективы хозяйственного освоения территории Республики Коми, а в режиме охраны ООПТ в интересах населения предусмотрена возможность осуществления традиционных форм природопользования - любительской охоты, рыбалки, сенокошения, выпаса скота, сбора ягод и грибов, туризма и отдыха на природе, которые не наносят ущерба охраняемым объектам.


Схема разработана специалистами Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН - обособленного подразделения ФГБУН Федеральный исследовательский центр "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук", при участии специалистов Института геологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, Коми регионального Некоммерческого фонда "Серебряная тайга", ГБУ РК "Территориальный фонд информации по Республике Коми" и ГБУ РК "Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования".


Главный принцип, положенный в основу Схемы - признание ООПТ важнейшим механизмом, обеспечивающим стабильное функционирование биосферы. При подготовке предложений о режиме охраны проектируемых заказников и памятников природы исходили из того, что ООПТ выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем и происходящих в них процессов, а также способствуют экологическому воспитанию и просвещению населения, обладают значительными рекреационными ресурсами и туристическим потенциалом.


При разработке Схемы определены следующие приоритеты:


достижение репрезентативности системы ООПТ для сохранения максимального физико-географического, ландшафтного и биологического разнообразия Республики Коми;


достижение полноты охвата системой ООПТ ценных природных территорий для гарантированного сохранения: ключевых мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира; геологических, минералогических и палеонтологических объектов; уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;


обеспечение изучения и мониторинга естественного хода процессов в природных экосистемах региона.


Начиная с 60-х годов прошлого столетия в республике целенаправленно создается система ООПТ, обеспечивающая сохранение биосферных функций экосистем в условиях промышленного и сельскохозяйственного освоения территории.


В настоящее время в Республике Коми функционируют четыре ООПТ федерального значения - Печоро-Илычский государственный природный заповедник, Национальный парк "Югыд ва", Национальный парк "Койгородский" и государственный природный заказник "Параськины озера", 228 резерватов регионального значения (181 заказников, 47 памятников природы) и две ООПТ местного значения. Созданная сеть ООПТ имеет большое число сильных сторон и преимуществ, однако в ней имеются существенные пробелы.


Оценка репрезентативности и полноты системы ООПТ по отношению к физико-географическим регионам суши показала, что в настоящее время в равнинной части тундровой зоны республики под охрану взяты только азональные природные комплексы и объекты. Крайне малочисленны объекты природно-заповедного фонда в лесотундре и тундрово-арктических горных областях (Полярный Урал). В таежной области преобладают резерваты, расположенные в северной и средней подзонах тайги. При этом крайне незначительны число и площадь ООПТ, расположенных в южной подзоне тайги. Шесть из 32 типов ландшафтов на ООПТ не встречаются: пологоувалистые тундровые равнины Предуралья; массивы плоскобугристых болот; пологоувалистые лесотундровые равнины Предуралья и Кряжа Чернышова; низменные моренные лесотундровые равнины; безлесные тундровые лощины и долины мелких рек в крайнесеверной тайге; наиболее высокие участки Тимана, приуроченные к выходам метаморфических пород. Не обеспечены охраной на объектах природно-заповедного фонда места обитания/произрастания около 15% от общего числа видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Республики Коми (2019).


В процессе реализации проекта ПРООН/ГЭФ "Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора" для совершенствования системы ООПТ были сформулированы предложения о создании 26 ООПТ регионального значения, в том числе: 8 комплексных заказников, 13 биологических заказников, 3 гидрологических заказника и 3 геологических памятника природы, а также расширении границ биологического заказника "Сыктывкарский". Они были включены в Стратегический план развития системы ООПТ. За период 2014 - 2019 гг. учреждены комплексные заказники "Чернореченский", "Большая Лагорта", "Оченырд", "Большая Роговая". Их создание позволило частично восполнить пробелы в сохранении ландшафтов Полярного Урала, полосы притундровых лесов, увеличить площади охраняемых крупнобугристых болот.


При формировании Стратегического плана развития системы ООПТ не были в полной мере учтены интересы хозяйственного освоения территории, планируемые к строительству в программе социально-экономического развития Республики Коми объекты промышленности и транспортной инфраструктуры.


В связи с этим при подготовке предложений по восполнению пробелов в действующей сети ООПТ были учтены интересы социально-экономического развития территории. При выборе территории для создания новых ООПТ была разработана и проанализирована серия тематических карт, включающая:


ландшафтную карту Республики Коми М 1 : 1000000;


карту распределенного и нераспределенного фонда недр;


карту месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых);


карту охотничьих хозяйств и рыбопромысловых участков;


карту защитных лесов и особо защитных участков (ОЗУ);


карту хозяйственного освоения территории, планируемых к строительству в программе социально-экономического развития объектов промышленности и транспортной инфраструктуры;


карту существующих и предлагаемых к созданию Стратегическим планом развития системы ООПТ.


Для каждого из участков, где предложено учредить ООПТ республиканского значения, подготовлены эколого-экономические обоснования целесообразности создания, получены справки об отсутствии интересов третьих лиц. Сформулированы предложения о режимах особой охраны вновь организуемых заказников и памятников природы.


В результате подготовлена Схема развития и размещения ООПТ республиканского значения, предполагающая создание 8 комплексных (ландшафтных) заказников, 3 заказника гидрологического (болотного) профиля, 12 биологических заказников (9 ботанических и 3 зоологических), 3 памятника природы для сохранения уникальных объектов геологического и палеонтологического наследия (приложение), а также расширении границ биологического заказника "Сыктывкарский". При создании комплексного заказника "Водораздел рек Пыссы и Содзима", будут реорганизованы комплексные заказники "Пысский" и "Содзимский", которые полностью войдут в его состав. Площадь, занимаемая объектами природно-заповедного фонда с учетом этих изменений, а также расширения границ биологического заказника "Сыктывкарский" составит более 5,87 тыс. га. Доля площади ООПТ в общей площади республики увеличится на 1% и составит 14,1%.


Своеобразными экологическими коридорами, интегрирующими охраняемые территории в единый каркас, служат водоохранные зоны вдоль водотоков, защитные полосы лесов вдоль линейных сооружений и водных объектов, нерестоохранные полосы лесов, где запрещены рубки. Их общая площадь в республике весьма значительна.


Итоговый документ Схемы отражает историю создания, современное состояние действующей системы ООПТ, имеющиеся в ней пробелы, обоснование создания новых или реорганизации и упразднение существующих ООПТ, в виде таблиц представлены перечни существующих, предлагаемых к созданию или упразднению ООПТ.


Графическая часть Схемы представляет собой карту на общегеографической основе в масштабе 1 : 1250000, на которой отображены существующие и планируемые к созданию ООПТ.*


Для каждой предлагаемой к созданию ООПТ подготовлены описания ее границ и соответствующие картографические материалы.


________________


* не публикуется.



II. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ООПТ


Первые законы по охране лесных земель в Европе (Швейцарии и Англии) известны уже с XIV в. Причины принятия этих законов были разнообразны: от страха лавин и оползней в горных районах до нехватки строевой древесины и дров. Примерно в тот же период времени в Германии были приняты проекты по лесовосстановлению. Первые мероприятия, направленные на охрану лесов, в Коми крае датируются XVIII в., когда Петр I создавал русский флот. В петровское время леса стали собственностью государства. В обширных лесных районах Печорского, Вычегодского и Мезенского речных бассейнов было создано около 30 заказников, которые просуществовали до конца царствования Петра I (Гладкова, Гладков, 1974).


Охраной лесов, в частности от самовольных рубок, занимался специально созданный отдел при Адмиралтейской коллегии. В его ведении были леса, расположенные вдоль русел рек (Шутиков, Попова, 1997). Во время правления Екатерины II в 1780 - 1790-х гг. в Коми проводилась инвентаризация земель. Впоследствии лесные территории подразделили на крестьянские, государственно-крестьянские и государственные наделы (дачи). Кроме того, были выделены лесопокрытые участки под строительство чугунных заводов в Нювчиме, Нючпасе и Кажиме.


В конце XVIII - начале XIX в. в России был образован Департамент лесного хозяйства и проведена реформа местного управления лесными ресурсами (Шутиков, Попова, 1997; Шутиков, 1999). Департамент лесного хозяйства распоряжался всеми лесами территории за исключением тех, которые находились в частном владении. В обязанности его специалистов входили лесопользование и проведение лесомелиоративных работ, а также защита леса от самовольных рубок и пожаров. Из свободных крестьян был набран корпус лесничих, в чьи обязанности входило следить за порядком в лесах и не допускать распространения лесных пожаров. В 1869 г. началась вербовка наемных инспекторов, лесничих и егерей.


Необъятные лесные массивы Коми края, которые достаточно сильно удалены от центра России, долго оставались малоизученными. К 1917 году только 4% лесов региона числились в лесопользовании и 38% были обследованы. Абсолютно неисследованными оставались бескрайние водораздельные территории бассейна р. Печора, расположенные на удалении более 10 км от русел рек (Шутиков, Попова, 1997).


Эффективность лесоохранных работ была низкой, поскольку обширные лесные массивы охранял штат лесничих и егерей общей численностью менее 300 человек. Местные жители не могли удовлетворить свои потребности в древесине в границах отведенных им наделов и часто проводили незаконные рубки в государственных лесах (Шутиков, Попова, 1997; Шутиков, 1999).


Первые упоминания об охране лесов в Республике Коми после Октябрьской революции, датируются 1922 годом в связи с организацией лесозащитных полос вдоль реки Луза (Ношульское лесничество). В 1926 году Коми облисполком издал обязательное постановление, продленное и в следующем году, запрещавшее вырубку кедровых деревьев (Гладков, 1986).


В конце 1920-х годов в регионе были начаты исследования, направленные на выявление территорий, пригодных для организации объектов заповедного фонда. Еще в 1912 году охотовед С.Г.Нат указывал на важность территории предгорных и горных ландшафтов на междуречье рек Илыч и Печора для охраны соболя (Martes zibellina). Однако практическое решение проблемы затянулось более чем на 15 лет, и лишь в 1929 году в этот район была направлена научная экспедиция под руководством Ф.Ф.Шиллингера, подготовившая обоснование для организации заповедника (Шиллингер, 1929). Официальное постановление Правительства РСФСР об образовании заповедника (в то время он назывался Печорским) было принято 4 мая 1930 года. Основная цель заповедника первоначально была определена как восстановление численности ценных охотничье-промысловых животных - бобра, соболя, лося, дикого северного оленя. В 1932 году заповедник получил статус научно-исследовательского учреждения. После организации Печоро-Илычского заповедника новые ООПТ в регионе не создавались в течение почти 30 лет. Лишь начиная с 1959 г., в связи с организацией Комиссии по охране природы при Президиуме Коми филиала Академии наук СССР (ныне Федеральный исследовательский центр "Коми научный центр Уральского отделения РАН") начались систематические исследования для создания региональной системы ООПТ (Непомилуева, 1971; Непомилуева, Лащенкова, 1993; Дегтева, 1997; Таскаев, Дегтева 1999; Дегтева 2000; Особо охраняемые ..., 2011; Кадастр ..., 2014).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»