Ситуация в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной.
Региональная неравномерность развития дорожной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства региона и влияет на полноту освоения его ресурсов.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения составляют важнейшую часть дорожной сети, степень развитости которой считается одним из основных факторов экономического развития. Сеть автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивает перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, связь муниципальных районов между собой и с областным центром, а также имеет выход в другие регионы Российской Федерации и Республику Беларусь. Изменения в секторах экономики приводят к изменению состава транспортного потока и росту интенсивности движения. Поэтому без развития автомобильных дорог невозможно повышение инвестиционной привлекательности региона и достижение устойчивого экономического роста.
Дорожное хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики, от устойчивого и эффективного функционирования которой в значительной степени зависят социально-экономическое развитие Смоленской области и условия жизни населения.
Необходимыми условиями поддержания нормальной жизнедеятельности являются обеспечение содержания и ремонта дорожной сети Смоленской области, ее обустройство в соответствии с требованиями обеспечения безопасности дорожного движения, улучшение технического и эксплуатационного состояния, повышение качества содержания.
Содержание в надлежащем состоянии автомобильных дорог и дворовых территорий требует регулярного выполнения большого объема работ по очистке проезжей части дорог, тротуаров, обочин, дворовых территорий, по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия.
Значительная степень износа более 50 процентов автомобильных дорог как местного значения, так и регионального значения обусловлена недостаточным финансированием ремонтных работ в условиях постоянного увеличения интенсивности движения, роста парка транспортных средств и несоблюдения межремонтных сроков.
В городах и районных центрах проживает 75 процентов всего населения Смоленской области, в них сконцентрированы основные фонды предприятий промышленности, административные, торговые, культурные и научные учреждения, железнодорожные узлы, автовокзалы, основные транспортные мосты через крупные реки. При этом развитие улично-дорожной сети городов и районных центров отстает от темпов автомобилизации. При многократно увеличивающейся нагрузке на улично-дорожную сеть и из-за невыполнения работ по реконструкции, модернизации и ремонту наблюдается резкое ухудшение технического состояния улично-дорожной сети.
Отсутствие необходимого количества обходных дорог и специальных маршрутов движения приводит к вынужденному движению грузового транспорта по территориям жилой застройки в большинстве городов. Одновременно с этим улицы, являющиеся продолжением внегородских магистралей, имеют недостаточную ширину в зонах исторического центра. Дорожная одежда многих улиц не соответствует современным нагрузкам, в результате чего она интенсивно разрушается.
Более 80 процентов общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Смоленской области относится к автомобильным дорогам IV - V технических категорий.
Также основной проблемой развития автомобильных дорог общего пользования Смоленской области является наличие значительного количества населенных пунктов, не имеющих связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, следовательно, жители указанных населенных пунктов в межсезонье становятся отрезанными от автодорог с твердым типом покрытия.
По состоянию на 31 декабря 2020 года общая протяженность автомобильных дорог местного значения Смоленской области составляла 15907,5 км, из них дорог с твердым покрытием - 7310 км, дорог с грунтовым покрытием - 8597,5 км. При этом 61 процент автодорог не отвечают нормативным требованиям.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Смоленской области по состоянию на 31 декабря 2020 года составляла 8173,1 км, из них протяженность автомобильных дорог с твердым типом покрытия - 8086,4 км, с грунтовым покрытием - 86,7 км. При этом 66,5 процента дорог не соответствуют нормативным требованиям.