С 2014 года в Свердловской области реализуются план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию государственной долговой политики Свердловской области и план мероприятий ("дорожная карта") по повышению доходного потенциала Свердловской области.
За период с 2018 года по 1 октября 2021 года бюджетный эффект от реализации вышеназванных планов составил более 65 млрд. рублей.
На протяжении последних лет финансовая система Свердловской области столкнулась с рядом факторов и вызовов, оказавших значительное влияние на формирование собственной доходной базы:
зависимость экономики от мировой конъюнктуры цен на товары, производимые и экспортируемые предприятиями Свердловской области, и от волатильности курса мировых валют;
эпидемиологическая угроза, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее - коронавирусная инфекция) в 2020 году, и необходимость принятия мер поддержки наиболее пострадавших отраслей экономики;
ежегодное изменение налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, направленное на перераспределение доходных источников в пользу федерального бюджета при сохранении или увеличении налоговой нагрузки. Так, централизация в федеральном бюджете налога на прибыль организаций в размере 1% и исключение движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций привели к снижению собственных доходов областного бюджета в 2017 - 2020 годах в объеме около 42,0 млрд. рублей.
Кроме того, введение с 1 января 2021 года рентного коэффициента к ставкам налога на добычу полезных ископаемых (3,5) существенно увеличило налоговую нагрузку на предприятия горнодобывающей отрасли Свердловской области, в результате чего уменьшение поступлений от горнодобывающих предприятий по налогу на прибыль организаций в областной бюджет в 2021 году составило около 1,0 млрд. рублей.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области составил в 2018 году 276,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2017 года на 17%, в 2019 году - 283,4 млрд. рублей, что на 2,5% выше уровня 2018 года, в 2020 году - 279,5 млрд. рублей, что на 2,4% ниже уровня 2019 года.
В сложившихся условиях проведение в Свердловской области взвешенной бюджетной и налоговой политики позволило обеспечить сбалансированность и устойчивость региональной финансовой системы.
Основными бюджетообразующими налогами являются налог на доходы физических лиц (в 2020 году поступления составили 41% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и 37% - областного бюджета), налог на прибыль организаций (за тот же период поступления составили соответственно 30% и 28%), налог на имущество организаций (7,5% и 10%) и акцизы (8% консолидированного и областного бюджетов).
Поступления по налогу на доходы физических лиц возросли в период с 2018 года по 2020 год на 14,1% (с 99,9 млрд. рублей в 2018 году до 114,0 млрд. рублей в 2020 году) в результате ежегодного роста фонда заработной платы работающих, увеличения коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области, а также за счет увеличения работодателями заработной платы по результатам проведения адресной работы с хозяйствующими субъектами в рамках межведомственных комиссий, действующих на уровне Правительства Свердловской области, муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и работы комиссий по легализации налоговой базы, созданных в налоговых органах, расположенных на территории Свердловской области.
Поступления по налогу на прибыль организаций наиболее подвержены колебаниям конъюнктуры мировых рынков. В 2018 году поступления по данному налогу составили 85,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2017 года на 25%. В 2019 - 2020 годах произошло снижение поступлений: в 2019 году поступило 84,2 млрд. рублей, что на 2% ниже уровня 2018 года в связи с уменьшением поступлений от налогоплательщиков, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, в результате уменьшения объемов производства и перераспределения налога между участниками консолидированных групп; в 2020 году поступило 78,1 млрд. рублей, что на 7% ниже 2019 года в связи со снижением показателей деятельности организаций в результате уменьшения объемов производства и реализации продукции по причине введения ограничительных мер с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции, снижения цен на металлы на мировых рынках и роста расходов на обслуживание кредитов в иностранной валюте.
Поступления по налогу на имущество организаций за период с 2018 года по 2020 год снизились на 31% (с 30,4 млрд. рублей в 2018 году до 20,9 млрд. рублей в 2020 году) в связи с исключением движимого имущества из налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Поступления по акцизам возросли с 18,1 млрд. рублей в 2018 году до 22,8 млрд. рублей в 2020 году (на 30%) в результате роста ставок акцизов, увеличения нормативов отчислений в областной бюджет, а также в связи с ростом объемов производства подакцизных товаров (пива) на территории Свердловской области.