Эффективное, ответственное и прозрачное управление региональными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Тульской области, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития региона.
Основными целями бюджетной политики в сфере управления государственными финансами Тульской области является достижение национальных целей в реализации национальных и региональных проектов, обеспечение инфраструктурного развития Тульской области, безусловное выполнение всех публично нормативных обязательств, реализация указов Президента Российской Федерации, благополучие населения, качество и комфортность жизни людей, поддержка малого и среднего предпринимательства, промышленности, научной и инновационной деятельности.
Ведется работа по реализации стратегии цифровой трансформации, финансовой поддержке муниципальных образований и обеспечению сбалансированности бюджета на долгосрочный период.
Оценивая состояние развития экономики и социальной сферы Тульской области за 2021 год, можно констатировать развитие положительных тенденций в динамике основных макроэкономических показателей.
В 2021 году все расходные обязательства области выполнены в полном объеме, обеспечено финансирование мероприятий, направленных на предупреждение и распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Финансовая поддержка из федерального бюджета позволила обеспечить сбалансированность бюджета.
Существенный рост поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета области в 2021 году обусловлен, в основном, увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций в результате улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности ряда крупнейших налогоплательщиков химической промышленности, оборонно-промышленного комплекса, кредитного сектора экономики, металлургии, а также увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц, обусловленным ростом фонда оплаты труда работников ряда крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса, химической, металлургической, пищевой промышленности, розничной торговли.
Накопленные финансовые резервы позволили успешно решать приоритетные задачи бюджетной политики 2021 года, в том числе обеспечивать реализацию на уровне региона федеральных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В соответствии с оценкой долговой устойчивости, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2021 году с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 г. N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации", по результатам 2020 года Тульская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Деятельность министерства финансов Тульской области в сфере межбюджетных отношений направлена на укрепление финансовой основы местного самоуправления, повышение финансовой самостоятельности и устойчивости местных бюджетов.
С 2022 года изменена методика расчета индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов), условного налогового потенциала муниципальных районов (городских округов), распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в рамках трехлетнего планирования.
Результатом нововведений является сокращение дифференциации бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями, достижение прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов между муниципальными образованиями и, как следствие, рост удовлетворенности населения качеством предоставляемых муниципальных услуг.
Тульская область принимает участие в пилотном проекте по предоставлению инфраструктурных займов на реализацию жилищного строительства, предоставляемых под государственные гарантии Тульской области.
По решению Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, принятому в 2021 году, Тульская область получит в 2022 - 2023 годах инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета в объеме 5,2 млрд. рублей со сроком погашения 15 лет по ставке 3,0 процента годовых.
При формировании бюджета Тульской области на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов применялся базовый прогноз социально-экономического развития. Базисным документом при реализации бюджетной политики является уточненный бюджетный прогноз до 2028 года. В основу положены показатели текущей ситуации и предполагаемые сценарии развития. Прогнозируется рост налоговых и неналоговых доходов бюджета Тульской области.